Транспортный налог берёт своё начало ещё с 20-х годов ХХ века. С тех пор он претерпел значительные изменения. Так, был значительно расширен перечень транспорта, облагаемого сбором, включая водный и воздушный транспорт, были установлены налоговые ставки в зависимости от количества л.с. автомобиля, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. С недавних пор ведутся разговоры о его отмене для машин с газовым оборудованием или электротягой.
С 2010 года в Госдуме впервые заговорили о полной отмене транспортного налога и постепенном увеличении акцизов на бензин. Однако впоследствии депутаты пришли к схеме «акциз плюс налог», то есть работают оба сбора. В 2012 году власти вновь задумались об отмене транспортного налога и об утверждении ему замены – топливного сбора.
Как мы понимаем, с тех пор мало что изменилось – транспортный налог продолжает действовать. Есть мнение, что данный сбор актуален и незаменим. Во-первых, это какой-то степени налог на роскошь – в данном случае это количество л.с. Соответственно, богатые платят больше, а бедные меньше. Во-вторых, граждане-льготники и те, кто не пользуется автомобилем, не платят налог совсем. В-третьих, деньги с налога остаются в регионах, а не стекаются в Москву, хотя здесь есть небольшой нюанс, когда автовладелец может быть зарегистрирован в одном регионе, а ездить в другом. В-четвёртых, зачастую видна работа с уплаты налогов – строятся дороги, мосты, развилки и т.д.
Причины отмены транспортного налога
За отмену транспортного сбора парламентарии борются уже более 10 лет. По их мнению, топливный налог хорош тем, что его можно направлять в бюджет региона, где было продано топливо. Тогда как транспортный сбор идёт в бюджет того региона, где был зарегистрирован автомобиль, который может загрязнять экологию в другом субъекте страны.
С этой точки зрения введение топливного налога выглядит весьма справедливо, но возникает закономерный вопрос: «На сколько подорожает топливо?». Ведь суть сбора в том, чтобы повысить в очередной раз акциз.
Властями также отмечается, что вследствие пандемии многие автолюбители гораздо реже стали пользоваться автомобилем, поэтому им будет выгоднее оплатить топливный сбор.
Утверждение довольно спорное. Действительно, те работники, что могут работать из дома, перестали использовать автомобиль как средство передвижения до места работы. Однако общественный транспорт в условиях пандемии стал опасен, что сподвигнуло чаще добираться на личном авто до работы тем, для кого удалённая работа невозможна.
По словам одного из инициаторов топливного сбора, некоторые граждане, желающие избежать уплаты транспортного налога, снимают автомобиль или мотоцикл с учёта в ГИБДД, т.к. передвигаются они только в одно из времён года. Для них топливный налог был бы также полезной альтернативой.
Ещё одной причиной отмены транспортного налога называют то, что данный сбор является советским пережитком, когда автомобиль был предметом роскоши, вследствие чего за него вёлся сбор. А сейчас машина — это средство передвижения и такой же предмет быта, как одежда или велосипед. Владение автомобилем — не «провинность», за которую надо платить по определению. А, вот, платить за пользование дорогами пропорционально тому, как много ты по ним ездишь — более справедливо.
Нелогично и несправедливо
Выше мы писали о том, что транспортный налог — это своеобразный налог на роскошь. На данный момент транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя автомобиля, а на транспортные средства с мощными моторами действует повышенная налоговая ставка. Этот налог относится к региональным – его размер регулируется субъектами.
Здесь можно посчитать, например, возьмём автомобили, прописанные условно в столице: Лада Веста мощностью около 110 л.с. и Land Cruiser 200, мотор в котором минимум 249 л.с. (к нему применяется повышенный коэффициент). Сейчас за Весту надо платить транспортный налог около 3 тыс. руб. в год, за «Крузак» — около 20 тыс.
Если эти автомобили проезжают по 15 тыс. км в год, налог получается примерно 20 копеек за км и 1 руб. 33 коп. соответственно. С учётом реального расхода топлива перенос транспортного налога в его цену для владельца Весты был бы справедлив, если литр подорожал не более чем на 2,2 рубля, а для водителя Тойоты — на 11 с лишним рублей.
Отсюда есть вероятность, что цены на бензин вырастут не менее, чем на 2 руб. за 1 литр. И в любом случае очевидно, кто из этих двух владельцев выиграет от переноса больше.
Вывод
До сих пор не приняли топливный сбор в связи с тем, что Министерство финансов России посчитало отмену транспортного налога нецелесообразным, т.к. он формирует значительную часть доходов в региональные и местные бюджеты и является одним из источников формирования дорожных фондов.
Стоит отметить один интересный факт: действующий законопроект подразумевает индексацию размеров акциза на топливо, значит, транспортный налог уже должен быть отменён. Отмечается, что когда вводили акцизы на топливо, то подразумевалось, что транспортный налог будет отменён.
Таким образом, если упразднить транспортный налог и компенсировать это увеличением цены топлива, то в выигрыше будут богатые владельцы автопарков с мощными авто, а в проигрыше транспортные компании и все коммерческие автомобили. Им придется перенести затраты на потребителей товаров, которые они перевозят.
В любом случае, если появится топливный налог, то для большинства автовладельцев он станет дополнительным ударом по карману, особенно для тех, кто проводит много времени за рулём.
Уважаемые читатели, интересно узнать ваше мнение, обоснованно ли введение топливного сбора, вместо транспортного?