Найти тему
Петр Власов

Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Американские асы, служившие в ВВС Европы

Соединенные Штаты вступили в 1-ю мировую войну позже остальных стран-участниц – только в 1917 году; но военная авиация США (USAS) в это время только формировалась, начать боевые действия в Европе она смогла лишь в следующем, 1918 году. Между тем значительное число молодых американцев, имевших авантюрный склад характера, желало «сейчас и немедленно» поучаствовать в боевых действиях в европейском небе. Причины таких желаний были разными, порой весьма противоречивыми. У одних это было наивное романтическое желание помочь соплеменникам по англо-саксонскому миру; других на войну толкало стремление к самоутверждению; третьи хотели «разбавить» монотонную, спокойную и сытую жизнь щекочущими нервы опасными приключениями. Часть «легионеров» жаждала прославиться своими подвигами, но значительное число американцев, всегда отличавшихся практичностью, просто желало хорошо заработать – ведь смертельный риск щедро оплачивался. Как бы то ни было, еще задолго до вступления США в войну в европейские армии хлынул целый поток американцев, который отнюдь не иссяк после того, как USAS прибыли на французский фронт. Причем подавляющее большинство американских «легионеров» вступало в RFC – британскую королевскую авиацию. Оно и понятно: с английскими летчиками было проще общаться и не приходилось учить чужой язык, как то было с наемниками, служившими в FAS – ВВС Франции. Но именно во французской авиации первые американцы вступили в бой: в FAS еще в начале 1916 года была создана 124-я эскадрилья «Лафайет», набранная из американских добровольцев (на рубеже 1917-1918 эскадрилья была расформирована, а ее персонал и техника передана в USAS). Англичане же никогда не создавали «американских» эскадрилий; наемники из Нового Света просто вливались по одному в британские подразделения. И в отличие от французов, избавившихся от американских «легионеров» после вступления США в войну, британцы использовали их до самого окончания боевых действий, включив результаты этих летчиков в общие списки успехов британских асов. В этой связи нужно напомнить, что одержанные американскими наемниками победы засчитывались им по правилам тех ВВС, в которых они служили. Это существенно сказалось на рейтинге «легионеров». Ведь в FAS летчику засчитывались только подтвержденные победы, в то время, как в RFC в общий зачет шли и победы вероятные. В результате счета «британских» американцев выглядят более солидно, в то время как реальнее истину отражают именно счета «французских легионеров».

GILLETT Fred W. (служил в RFC) 20 побед

-2

Фрэнсис Уоррингтон Жиллетт является самым результативным из американских «легионеров», служивших в европейских ВВС. Сразу по окончании университета в Вирджинии Фрэнсис попытался вступить в создающиеся ВВС США, однако получил отказ из-за слишком молодого возраста. Тогда юноша уехал в Канаду и там записался в RFC, зачем-то изменив свое имя на Фредерик. После завершения обучения летному делу в Англии, Жиллетт весной 1918 был зачислен в 79-й эскадрон, воевавший во Франции. Летая на истребителе Sopwith «Dolphin», который англичане считали неудачным самолетом, Фрэд Жиллетт к концу войны довел счет своих побед до 20, став лучшим асом этого типа самолета. Первую победу он одержал 3.08.1918: уничтожил немецкий разведывательный аэростат (всего за свою карьеру Жиллетт сжег 3 «воздушные сосиски»). Последние победы Фрэда пришлись на 10.11.1918. В тот день в одной схватке он сбил 3 истребителя Fokker D.VII. Все победы юного капитана Жиллетта были подтвержденными!

KULLBERG Harold A. (служил в RFC) 19 побед

-3

Попытка Гарольда Каллберга вступить в USAS была отклонена из-за его молодости, и тогда Гарольд в августе 1917 вступил в RFC. Пройдя в Англии обучение летному делу, и получив звание 2-го лейтенанта, Каллберг в мае 1918 влился в ряды британского 1-го истребительного эскадрона, воевавшего во Франции. Первого успеха летчик добился 27.05.1918, уничтожив в группе в течение 25 минут сразу два двухместных аэроплана (обе победы были подтверждены). К середине сентября его счет вырос до 19 побед, 3 из которых являлись вероятными, а 7 – групповыми. Победа Гарольда 16.09.1918 над Fokker D.VII стала для него последней: получив в этом бою три пули в ногу, летчик с трудом совершил посадку под прикрытием товарищей, которые не допустили, чтобы немцы добили американца. Однако остаток войны капитану Каллбергу пришлось провести в госпитале, и в боях он больше не участвовал.

LAMBERT William C. (служил в RFC) 18 побед

-4

До войны Уильям Карпентер Ламберт учился на химика. Узнав о начале войны, Ламберт вступил в Канадскую армию, рассчитывая стать артиллеристом и отправиться на фронт. Однако канадцы учли гражданскую специальность американца, и отправили его работать на фабрику, производившую взрывчатку. Отработав на этом предприятии с 1914 по 1916 год, Ламберт весной 1917 записался в британскую авиацию. Пройдя обучение летному делу, бывший химик в начале 1918 года прибыл в 24-й эскадрон RFC, воевавший во Франции. Реальность оказалась очень далека от фантазий американца, и поначалу находившийся в состоянии шока Уильям просто растерялся. Его первая победа 7.04.1918 была одержана совершенно случайно, можно сказать «с перепугу». В том вылете Ламберт по неопытности потерял свое звено, растерялся, и поспешно пристроился к первой же повстречавшейся группе аэропланов. Уже оказавшись внутри строя, Ламберт разглядел на бортах окружавших его самолетов черные кресты. Перепуганный американец зажал гашетку пулеметов, и начал беспорядочно дергать ручку управления, заметавшись из стороны в сторону. Он даже не заметил, что его пулевые трассы подожгли одного из немцев! Зато это заметили товарищи Ламберта, подбиравшиеся сверху к германцам. Они и выручили американца, спикировав на врага, а по возвращении записали на счет Уильяма сбитый «Альбатрос». Но какое-то время растерянный Ламберт продолжал вести себя импульсивно. Несколько раз, расстреляв «по запарке» все патроны, он палил по врагу из револьвера; а однажды, когда и в револьвере кончились патроны, Ламберт запустил в противника пустым револьверным барабаном, в другой же раз – огнетушителем… Однако постепенно американец осваивался с обстановкой и становился все спокойнее и расчетливее; приобретенный опыт позволял ему все чаще одерживать победы над врагом. Со временем Уильям даже начал «делать дубли». Так, 17.06. и 4.07.1918 он сбивал в одном бою по 2 истребителя (все победы подтверждены), а 10.08.1918 Ламберт в двух боях «завалил» даже три германских аэроплана (правда, из них подтвержден был только один). 19.08.1918 капитан Ламберт сбил очередной Fokker D.VII. Этот истребитель стал его 18-й и последней победой (из них 12 побед получили подтверждения, еще 6 были вероятными). А 20.08.1918 у Уильяма от нервного напряжения произошел психологический срыв, из-за которого его отправили в психиатрическую лечебницу. Получив отпуск «для укрепления нервов», Ламберт фактически дезертировал: уехал в США, и на фронт уже не вернулся…

LUFBERY Raoul (служил в FAS и в USAS) 16 побед

-5

Рауль Лафбери стал самым первым американским асом; он добился этого почетного титула еще в 1916 г – задолго до вмешательства США в 1-ю мировую войну. Добровольно вступив в начале войны в ВВС Франции, Рауль сражался в составе знаменитой 124-й американской добровольческой эскадрильи «Лафайет».

Рауль Джервис Лафбери родился 14.03.1885 во Франции в семье француженки и американца. Отслужив три года в качестве морского пехотинца на Гавайях, молодой человек решил стать путешественником. Перебиваясь случайными заработками, он побывал в США, Египте, Японии, Китае и Индии. В Сайгоне Рауль познакомился с французским авиатором Марком Пурпом, и стал его личным авиамехаником. Когда началась мировая война, Пурп сразу же вступил во французскую авиацию, а американец Лафбери последовал за ним (документально он был оформлен, как солдат Иностранного легиона). Вскоре Марк Пурп погиб, и Рауль решил заменить своего друга, став летчиком. После окончания авиашколы Рауль получил назначение в бомбардировочную эскадрилью VB-106. Однако назначение в бомбардировочное подразделение не отвечало желаниям Лафбери, который хотел отомстить за друга. В апреле 1916 Рауль добился перевода в создававшуюся 124-ю истребительную эскадрилью американских добровольцев. Впоследствии эта ставшая очень знаменитой эскадрилья получила собственное название «Лафайет». Участвуя в ожесточенных боях за Верден, Лафбери далеко не сразу добился успеха. Лишь после 15-ти безрезультатных боев, 30.07.1916, Раулю удалось сбить свой первый германский аэроплан. Затем победы стали повторяться чаще, и 12.10.1916 Лафбери сбил 5-й официально подтвержденный германский самолет, заработав почетный титул первого воздушного аса в еще не существующей военной авиации США. В декабре 1916 гэскадрилья N-124 «Лафайет» была переведена в район Соммы; там Лафбери сбил 6-й подтвержденный самолет, получив за свои успехи высшую награду Франции - Орден Почетного Легиона. Вскоре слава первого американского аса перелетела через Атлантику, и его популярность в США стала настолько велика, что именем Лафбери родители называли своих детей.

Между тем Рауль Лафбери в течение всего 1917 года продолжал уничтожать германские самолеты, доведя в декабре свой счет до 16 подтвержденных (по французской системе!) побед. Тем временем в мировую войну вступили и США, после чего входившая в состав французских ВВС 124-я американская эскадрилья «Лафайет» была расформирована, а ее персонал и вооружение перешли в американскую авиацию. В январе 1918 г майор Лафбери стал техническим директором центра подготовки американских летчиков. Однако очень быстро Рауль понял, что эта канцелярская деятельность не для него, и весной 1918 г Лафбери перевелся в 1-ю американскую истребительную группу, состоявшую из 94-й и 95-й истребительных эскадрилий. Вновь вступив в бой, Рауль 12 и 27 апреля заявил о еще двух победах, но эти заявки не получили подтверждения. А 19.05.1918 майор Лафбери атаковал возвращавшийся на немецкую территорию вражеский самолет, но в ходе атаки его СПАД внезапно вспыхнул – сам, без воздействия противника! Причина возгорания осталась неизвестной (но в той войне бывали случаи возгорания машины из-за перегрева патронов, находившихся рядом с горячим двигателем; возможно подобное имело место и в данном случае). Пожар на большой высоте для летчика, не имевшего парашюта, означал только смерть – в пламени, или в прыжке из этого костра. Рауль выбрал второй вариант, и совершил прыжок из пылающего самолета…

ROSE Oren (служил в RFC) 16 побед

-6

Орен Джон Роуз в 1917 вступил в британскую авиацию, и в начале 1918 года был определен в 92-ю эскадрилью RFC, вооруженную истребителями SE.5A. Первую (вероятную) победу Орен одержал 30.07.1918, а до окончания войны капитан Роуз одержал 16 воздушных побед (14 подтвержденных и 2 вероятные). Такой счет сделал Роуза самым результативным асом 92-й эскадрильи.

С окончанием 1-й мировой капитан Роуз не закончил свою боевую карьеру: он участвовал в интервенции в России во время гражданской войны, и только после эвакуации интервентов из-за победы большевиков Орен вернулся в США.

Другие статьи канала на тему «Асы 1-й мировой войны»:

Асы 1МВ. Воздушный гусар кайзера

Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

1МВ: тройка лучших французских асов

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

1МВ: тройка лучших асов Италии

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории