Тушкины потроха-17. Откуда в двигателе самолёта радиация?

4,2K прочитали

Оглавление цикла «Тушкины потроха»

Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель»

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?

...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание? Вроде отключился нормально, взвизгнул, и двигатель нормально подхватил — и на тебе, «Опасные обороты стартёра» через минуту после запуска. Моргает, моргает... Загорелась устойчиво.

— Ну что, выключаем?

— А что делать, сейчас газу дашь — он разлетится! Выключаем.

В небе наискось, один за другим, рисовали белые следы два самолёта. Они уже выдержали свои лётные испытания и вовсю расшвыривали носами редкие молекулы высотного воздуха, мча пассажиров. Наш старый «туполь», видимо, в небо не спешил — до боли в воздухозаборниках надышался стратосферным морозом и хотел после третьего капремонта подольше постоять на земле. Казалось бы, чего такого восхитительного в воздухе в это время года — ни аромата цветов, ни свежести гроз, лишь прошлогодний тлен...

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-2

А лайнер, поди, понял жизнь и наслаждался самим счастьем обонять — как вкусен мартовский ветерок после стерильного высотного безмолвия! И подмигивал нам красным глазом, непринуждённо пробуя складывать слова в стихи:

Не гудит турбина

Не дрожат шпангоуты

Посиди, технота

Отдохни и ты.

Жаль, мы только настроились отгонять #двигатели да завтра с утра сразу начать «концерт по заявкам», если вылезут дефекты — но споткнулись на первом же двигателе. Хотя даже хорошо, что на первом — сэкономили ресурс остальных да керосин. Сейчас по бодрящему мартовскому ветерку полезем делать то, что говорит Руководство — менять стартёр.

Ибо с ним шутки плохи, в 1994-м экипаж взлетел, игнорировав горящие «Опасные обороты» — и через девять минут #самолёт прилетел в крышу молочной фермы. Стартёр, разлетевшись, разнёс хвостовую часть, устроил пожар — в итоге отказало управление. Так что эту красную лампочку надо особо уважать. Правда, она лишь похожа на знак радиации — настоящие источники излучения стоят на двигателях. Но об этом позже.

С виду #стартёр неказист — чёрная продолговатая тушка. Среди навесных агрегатов, гроздью висящих на коробке приводов, есть и покрасивее — например, #турбина привода генератора. Тускло сияющий тор с изящным патрубком, о нём позже...

Но стартёр, пожалуй, самый важный — он оживляет двигатель, раскручивая ротор высокого давления. Как связана висящая под двигателем коробка с ротором — в 13-й статье (нажмите на цветное — откроется). А вот стартёр двигателя НК-8-2У:

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-3

Жерла патрубков и заслонка говорят — стартёр воздушный, СтВ. Именно так (СтВ-3) он и называется на Д-30КУ — двигателе Ту-154М, здесь же, на двигателе Ту-154Б, он благозвучного названия не имеет. Только чертёжный номер. По сути СтВ — маленькая турбина с редуктором. Устроены СтВ разных двигателей примерно одинаково, поэтому поглядим на попавшийся под руку препарат стартёра двигателя Д-36, он похож на СтВ-3:

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-4

При подаче 27 вольт на электромагнит его сердечник втягивается, открывая проход воздуха (так называемого командного давления) к поршню. Тот уходит вправо и тянет клапан, открывая проход воздуха (рабочего потока) — к турбине. Воздух к стартёрам двигателей подаётся от ВСУ либо от наземной установки воздушного запуска (УВЗ), идёт по трубопроводам системы кондиционирования:

Можно взять воздух и от уже работающего двигателя, только чуть подбавив ему газу, чтобы создать нужное давление отбора. Есть пара случаев, когда это нужно — например, если ВСУ сильно изношена и при работе на отбор температура газов «лезет» почти до выключения автоматикой. Тогда можно от неё аккуратно запустить один двигатель, а от него уже остальные — поберечь ресурс ВСУ для следующих запусков.

Второй случай — совершенная дикость, но бывает. Если ВСУ не запускается, а УВЗ на аэродроме нет — то можно на кратковременной стоянке (например, на дозаправке) оставить один работающий двигатель и потом запускаться от него. Лично знаю бортинженера, что на промежуточном аэродроме заправлялся с работающим вторым двигателем.

На наших истребителях система запуска устроена иначе, а вот на западных, судя по всему, стартёры тоже воздушные, только ВСУ на борту нет — поэтому им нужна УВЗ. Об этом рассказал Виктор Петрович на своём канале «МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ»:

Вернёмся к стартёру НК-8. Он стоит на коробке приводов двигателя:

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-5

В коробке приводов ничего сверхъестественного нет — напротив, хрестоматийные прямозубые шестерни. На момент написания у меня под рукой есть удобный распил коробки приводов уже знакомого нам Д-30:

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-6

Почему не косозубые или шевронные, имеющие более плавный ход и большую нагрузочную способность — никто внятно ответить не может. А ведь мощности коробки распределяют немалые — десятки #киловатт потребляет генератор (или генераторы), столько же берут насосы гидросистем, сравнимую мощность потребляет топливный насос-регулятор... В сумме может набежать мощность небольшого промышленного #тепловоза .

Вот вид снизу на НК-8-2У. Так как снимок уже лет сто как выложен мною в Вику — переверну для приличия:

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-7

ППО — привод постоянных оборотов генератора, в том или ином виде он есть на большинстве современных реактивных самолётов, о нём сейчас расскажу подробно. Насос гидросистемы (насос плунжерный — НП) создаёт давление в самолётной гидросистеме для работы гидроусилителей, шасси, закрылков, кстати, если кто-то вместо «рукоятка закрылков» или «выпуск закрылков» говорит «закрылок» — бейте сильно, но больно... При снятии двигателя НП остаётся на борту — снимается с коробки приводов и подвешивается к борту, шланги не отключаются.

Ещё на коробке приводов, конечно, стоит датчик тахометра:

Вернёмся к двигателю. Через смотровые лючки можно, прокручивая компрессор спецключом, осмотреть лопатки при помощи эндоскопа. На лопатки каждой ступени есть свои допуски на забоины и вообще целая технология.

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-8

Масляный насос встроен в коробку приводов и обеспечивает смазку двигателя. В топливо-масляном теплообменнике (ТМР) откачанное из двигателя масло охлаждается поступающим в двигатель топливом. Насос-регулятор (НР) создаёт высокое давление топлива для подачи на форсунки, регулирует подачу топлива, управляет клапанами перепуска — в общем, это мозг двигателя. Теперь о ППО.

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-9

Обороты двигателя переменны. А, как рассказано в моей статье ТЭД-8, синхронному генератору для выработки напряжения стабильной частоты нужны стабильные обороты. Чтобы #генератор ГТ40ПЧ6 выдавал бортовые 400 герц — ему нужно делать 6 тысяч оборотов в минуту, эта цифра есть даже в маркировке. Чтобы согласовать обороты — незаменим #планетарный редуктор . Он приводится от двигателя и от турбины, а от него уже приводится генератор.

Распиленный планетарный редуктор МПК-13 — авиационного механизма привода крана
Распиленный планетарный редуктор МПК-13 — авиационного механизма привода крана

От двигателя приводится водило («рама» с сателлитами) редуктора, турбина приводит «солнышко» (центральную шестерню), с коронной шестерни крутящий момент передаётся на генератор. Если солнечная шестерня стоит (турбина ППО не вращается) — обороты генератора пропорциональны оборотам двигателя. Но это только на оборотах двигателя 81 %.

Если двигатель работает на меньшем режиме, то турбина должна «докручивать» редуктор, добавляя свои обороты в сумму. Если больше — то вал турбины должен вращаться в обратную сторону, вычитая свои обороты из оборотов двигателя. Для «заднего хода» на валу турбины стоит сегнерово колесо:

Турбинный узел ППО со снятой крышкой
Турбинный узел ППО со снятой крышкой

Если подаётся воздух на турбину — работает она. Если открыт клапан подачи воздуха в сегнерово колесо — то воздух вырывается из его носиков и реакция вращает вал турбины в обратную сторону. Подача воздуха в турбину или колесо регулируется центробежным регулятором — примерно таким же, как на старом дизеле или в насосе-регуляторе нашего НК-8.

Обороты генератора выросли выше нормы — грузики на валу регулятора развела центробежная сила, они через подшипник толкнули клапан, тот подал командное масло в цилиндр заслонки, заслонка убавила воздуха на турбину. Ещё разошлись — закрыла совсем, а потом вообще откроется клапан сегнерова колеса.

А если обороты генератора просядут — пружина регулятора пересилит центробежную силу грузиков, регулятор сработает в обратную сторону — на добавление воздуха на турбину. Как работает сам генератор — об этом позже, когда дойдём до блоков управления генератором, пока скажу только, что в его корпус, на его вал упрятаны аж три синхронных машины.

Если из-за неисправности регулятора или редуктора турбина пойдёт вразнос — по сигналу от датчика воздух перекроется, а если вразнос пойдёт генератор (частота достигнет 480 Гц) — по сигналу от блока защиты и управления (БЗУ) механически отключится от коробки приводов весь ППО, надо снимать с двигателя и взводить.

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-12

А это — насос НП-89 гидросистемы самолёта, так называемая аксиально-плунжерная гидромашина. Плунжером называется поршень, диаметр которого намного меньше длины. «Аксиально-» — потому что плунжеры ходят вдоль оси вращения насоса. Они вращаются в блоке, похожем на револьверный барабан, а за счёт наклона рабочей плоскости приводного диска каждый плунжер ходит в канале взад-вперёд и качает гидросмесь.

Когда давление нагоняется до 220 кгс/см² — НП-89 переключается на нулевую производительность, блок («барабан») сдвигается и насос качает смесь по кругу, что обеспечивает его смазку, охлаждение и работу без нагрузки. Как только давление падает — насос вновь подключается к системе. Так поддерживается номинальное давление около 210 кгс/см². Давление страшное, в 20 с лишним раз больше, чем в тормозной системе грузовика, но на то она и #авиация — острие прогресса...

Гидросистема и генератор — это, конечно, хорошо, но надо пару слов сказать и о топливной аппаратуре. На входе в двигатель топливо встречает двигательный центробежный насос (ДЦН), его можно разглядеть ниже на фото двигателя Д-30КУ-154 (Ту-154М). ДЦН работает в паре со стоящим в крыле электроцентробежным насосом (ЭЦН) и подкачивает топливо даже при обесточке самолёта.

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-13

В топливо-масляном радиаторе (ТМР) топливом охлаждается масло, в нём же на Д-30КУ стоит фильтр очистки топлива. Насос-регулятор — агрегат адски сложный, он подаёт керосин к форсункам под давлением 20 — 50 кгс/см², дозирует подачу на установившихся режимах при помощи центробежного регулятора, а на переходных — при помощи специальных узлов — автоматов...

Это и автомат сброса, ограничивающий минимальную подачу при сбросе газа, чтобы камера сгорания не потухла. Автомат приёмистости, не дающий при «нажиме педали в пол» перелить топлива и сжечь турбину. Автомат запуска. Плюс, как уже было сказано, ещё НР управляет механизацией компрессора.

Редуктор ППО, в отличие от НК-8, здесь встроен в коробку приводов, съёмными выполнены турбина и регулятор — РППО-30КП. На РППО стоит электромеханизм коррекции частоты (МКЧ), по сигналу от блока подправляющий затяжку пружины регулятора, если частота уходит. Турбина здесь одностороннего вращения, то есть сегнерова колеса нет, и сам РППО работает на топливе, а не на масле. На малом газе турбина делает 38 тысяч оборотов в минуту — докручивает генератор, на взлётном режиме останавливается.

А почему агрегат зажигания помечен знаком радиации?

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-14

По сути агрегат зажигания СКНА-22-2 — сдвоенная «бобина», две катушки с вибрационными прерывателями, питающие на запуске свечи запальников камеры сгорания. Но для стабильности работы в состав СКНА включены разрядники Р-22 — герметичные газоразрядные приборы, имеющие в составе радиоизотоп для стабильности разряда.

Ведь может потребоваться запустить в воздухе остывший до –60 °С двигатель, а может — и только что остановленный, на котором СКНА разогрет до 60 °С со знаком «плюс». Электронная эмиссия сильно зависит от температуры, недаром тёплые радиолампы требуют прогрева, а бета-излучение (те же электроны) заложенного в разрядник изотопа стабилизирует процесс. В общем, звания «#тёплый ламповый » СКНА не заслуживает — максимум «активный ламповый»...

Но пассажиров активность эта не касается — блок безопасен даже для авиатехников, его корпус экранирует излучение и предупреждает умельцев лишь надписью «Не вскрывать». А вот реверс Ту-154М, он гидравлический, на каждом двигателе своя ГС (гидросистема), НП-25 потихоньку качает весь полёт, заряжает 4 гидроаккумулятора (два слева, два справа), при включении реверса они «выстреливают»:

Оглавление цикла «Тушкины потроха» Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель» ...Перед носом недобро заморгал красный «знак радиации». Чёрт, как же не вовремя... Может, ложное срабатывание?-15

Как включается реверс:

Обещанные два микрофильма про реверс уже сделаны, даже третий сделан и будет четвёртый, про работу ППО смонтирую позже. На сегодня откланиваюсь!

Общее оглавление канала

Оглавление цикла «Тушкины потроха»

Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель»