Некоторые наши соотечественники критикуют огромные траты бюджета на Вооруженные Силы. Они считают, что такие расходы не что иное, как «деньги на ветер». На самом деле все далеко не так просто и однозначно. Есть масса примеров, когда разработки оборонной промышленности становились полезны и востребованы в гражданской и производственной жизни. Отличный пример – армейские внедорожники, которые с успехом эксплуатировались в народном хозяйстве и домохозяйствах.
Специфика советской экономики (а именно в этот период развития страны было выпущено большинство моделей) отечественный автопром спроектировал, разработал и выпустил в эксплуатацию совсем немного автомобилей. Самые «знаковые» из них – внедорожники, разработанные для нужд Советской Армии, семейства ГАЗ и УАЗ. Причины «народной любви» к этим машинам очевидны: огромное количество труднопроходимых мест, а также традиционно плохое состояние дорог в стране.
Про эти автомобили рассказано достаточно много, но далеко не все знают, сколько разных ответвлений было у армейских джипов времен «развитого социализма». Предлагаем ознакомиться с некоторыми наиболее интересными моделями, ставшими особо востребованными и популярными не только в Союзе, но и за рубежом!
Первый массовый внедорожник в СССР: ГАЗ-69
Это самый массовый автомобиль модельного ряда, выпускавшийся в стране в период с 1953 по 1973 гг. За 20 лет автопром выпустил более 600 тысяч автомобилей. Их основное предназначение – удовлетворение нужд Вооруженных сил. Здесь ГАЗ-69 был востребован в качестве штабного автомобиля и (внимание!) артиллерийского тягача. Конечно, пушки того периода существенно отличались от современных образцов, были легче и компактнее. Но сам тот факт, что «Газик» способен буксировать по плохим дорогам прицеп, впечатляет!
Около 40% всех автомобилей ГАЗ-69 пришлись на нужды народного хозяйства. Чаще всего за рулем можно было увидеть председателей колхозов, агрономов, сотрудников милиции. По своей форме и конструкции внедорожник был крупнее своего прототипа – ГАЗ-67.
Этот автомобиль активно использовался еще в военное время, наряду с американскими "виллисами", поступавшими по ленд-лизу.
Впрочем, и обновленная версия ГАЗ-69 высоким уровнем комфорта не отличалась. Именно этой модели было дано, отчасти несправедливое прозвище «Козлик»!
Конструкция автомобиля, речь о ГАЗ-69, была максимально проста и незамысловата, даже с учетом середины 20-столетия. Основу, или как теперь бы сказали «тележку» составляла обыкновенная стальная рама с незначительно доработанными мостами на рессорах полуэллиптической конструкции. В качестве силового агрегата использовался нижневальный двигатель, разработанный для «Победы», объемом 2,2 литра и мощностью 50 л.с.
Коробка передач трехступенчатая, а для повышения проходимости устанавливалась оригинальная раздаточная коробка, обеспечивающая подключение переднего моста и включавшая пониженную передачу.
Изначально автомобиль выпускался на ГАЗе, ведь именно его конструкторы разработали новую модель. Но уже через год, в 1954, производство было перенесено в Ульяновск.
Прототип будущих современных кроссоверов – ГАЗ М-72
Нельзя пройти мимо во этого автомобиля. Его можно считать родоначальником современных кроссоверов, поскольку горьковские инженеры постарались совместить высокую проходимость и высокий уровень комфорта легкового автомобиля того времени.
В целом же автомобиль можно назвать качественно сделанным «гибридом», но только не в плане использования альтернативных источников энергии, а с учетом конструктивных особенностей. Для создания данной модели был взят кузов от «Победы» ГАЗ М-20, а все основные агрегаты заимствованы у армейского джипа ГАЗ-69.
Для создания данной модели был взят кузов от «Победы» ГАЗ М-20, а все основные агрегаты заимствованы у армейского джипа ГАЗ-69. Правда для обеспечения высокой несущей способности и эксплуатации ТС в условиях бездорожья, кузов «Победы» пришлось существенно усилить, а для интеграции с подвеской и рессорами конструкторам потребовалась разработка новой подмоторной рамы (клиренс 210 мм). Отдадим должное: такой прототип кроссовера выглядел очень даже симпатично.
Выпуск модели продолжался в период 1955-1958 гг., было передано в эксплуатацию всего 5 000 машин.
IMSM-57 – «Козлик», доработанный румынскими инженерами
Производство этого автомобиля в Социалистической Румынии началось в 1957 году. Но местные конструкторы существенно переработали «Газик», установив под капотом внедорожника нижнеклапанную «четверку» с ДВС объемом 3,3 мощностью 50 л.с. и трехопорнымколенвалом. Фактически, это двигатель был разработан для американского Форда образца 1027 года!
За три года румынские «братья по строительству коммунизма» сумели построить менее 2000 машин (1957-1959 гг.). Производство было по большей части кустарным, а качество машин – низким!
IMSM-57 – достойная и своевременная замена
Румынские специалисты прекрасно знали все минусы и недочеты предыдущей модели, сумели в рекордные сроки, по тем временам, внести необходимые корректировки. И вот уже в 1959 году началось конвейерное производство существенно улучшенного и качественно доработанного внедорожника.
Кузов автомобиля выпускался промышленным способом, в конструкцию включили новые мосты, а под капотом установили модернизированный ДВС с карбюратором. Результат – увеличение мощности до 56 лошадиных сил! Чуть позже была разработана и установлена на автомобиль новая четырехступенчатая КПП с встроенной передачей от «раздатки». Уникальное решение для тех времен!
Наши в Северной Корее, встречайте – Kaengsaeng 68
Наши инженеры тут точно ни при чем. Но вот корейские специалисты сделали свой «клон» советского внедорожника ГАЗ-69 специально для нужд Народной Армии. О каких-либо технических характеристиках данной модели судить сложно, информация по большей части скудная или закрытая. Но рассмотрев многочисленные фото этого грузовичка можно с высокой степенью точности сказать, что он был заднеприводным. А это означает снижение проходимости и исключение из ряда внедорожников