Общий привет. В славном городе Воронеже на постаменте установлен самолёт времён Великой Отечественной войны Ил-2. Самолёт в прекрасном состоянии и выглядит очень круто. Это не муляж и не «новодел», а самый настоящий самолёт который участвовал в боях.
Как и заведено в России, на подобных памятниках пишут только в честь чего и когда он установлен. А связанные с ним истории (порой уникальные) остаются за рамками. Это очень и очень плохо.
Так получилось, что в Воронеже я был проездом во время тест-драйва Jeep Wrangler юбилейной серии.
Гостиница, где я снял номер располагалась неподалёку от памятника и у меня было свободное время поискать информацию об этом самолёте.
Ил-2. Легендарный советский бронированный штурмовик времён Второй мировой войны. За необыкновенную живучесть в наших войсках его называли «летающий танк», а пилоты-истребители прозвали люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» и «чёрной смертью». Ил-2 самый массовый военный самолёт за всю историю авиации. Всего с 1941 по 1945 был произведён 35 941 экземпляр.
Что касается самолёта в Воронеже.
Этот Ил-2 (50-го отдельного разведывательного авиаполка 2-й Воздушной армии) был собран руками Воронежцев в Куйбышеве (завод №18), куда был эвакуирован завод.
Первого сентября 1943 года при выполнении разведывательного полёта Ил-2 был сбит двумя «мессерами» во время боёв Курской дуги у села Ракитное Белгородской области.
Самолёт упал в местный пруд, никому из экипажа спастись не удалось. А летом 1978 самолёт с останками экипажа был поднят со дна пруда, который превратился в болото поисковым отрядом из клуба РИФ.
Верне сначала подняли из-под воды личные вещи экипажа, а также оружие, карты, часы, компасы, карандаши и блокноты. Но, самое главное были конечно документы. В найденной лётной книжке было указанно имя и фамилия лётчика: Бобель Александр Васильевич. Год рождения 1913. В авиации с 1933 года. В феврале 1943 года прошёл переучивание на самолёт Ил-2.
Также был поднят планшет на имя лейтенанта Александра Яковлевича Чиркова. В нём нашли карту с указанием маршрута полета. И вот из этой карты и по тому, как залегал Ил-2 в грунте и по характеру повреждений стало ясно, что экипаж принял бой во время полёта. После атаки фашистов Ил-2 загорелся в воздухе и Саша Чирков пытался посадить горящую машину, но не сумел. На тот момент ему было 22 года.
Из правого бомболюка были извлечён лётный планшет с технической документацией на Ил-2 на имя техника Тюфякова Александра Агафоновича.
4 августа 1978 состоялось торжественное захоронение останков трех лётчиков.
А поднятый и восстановленный боевой самолёт был установлен как памятник. Вот такая история. Сделав несколько фото с Ил-2, я сел за руль Jeep и поехал по маршруту. Вот, что было дальше: Трущобы Таганрога — Богудония. Посёлок в России, который сползает с домами в море. 🏚😯🎣