Тракторы для военных нужд инженеры пытались приспособить еще 100 лет назад. Так выглядел первый русский броневик «Илья Муромец». В 1915 году его разработал и запатентовал полковник-артиллерист Николай Гулькевич. На колесную базу американского трактора он установил бронированный корпус с двумя спаренными «Максима» и 76-миллеметровой пушкой. Однако эта машина уступала по ряду характеристик даже примитивным танкам своего времени.
Двигатель у такого танка находился впереди, где было самое уязвимое место трактора. Механик-водитель, который управлял трактором, занимал много места, из-за чего места для расчета орудия и пулеметов просто не было. Кроме того, когда на трактор навешивали дополнительную броню, необходимо было форсировать двигатель.
На свои машины Гулькевич установил форсированный мотор, мощностью 68 л. с. Это позволяло многотонному броневику разгоняться до 15 км/ч. Проблему расположенного спереди двигателя изобретатель решил оригинально. По его задумке установка должна была идти в атаку задом-наперед. После успешных испытаний «Ильи Муромца», в Петрограде изготовили второй танко-трактор под названием «Ахтырец». Но в серию машина так и не пошла - помешала гражданская война.
Между тем, оба танко-тракторы были включены в состав Красной гвардии. Один из них, «Илья Муромец» был переименован в «Красный Петроград» и остался на службе в городе. А «Ахтырец» отправился в Москву, где даже учавствовал в боях с восстанием на центральных улицах.
К концу гражданской войны обе машины Гулькевича были настолько изношены, что их отправили на металлолом, но спустя несколько лет советские инженеры вернулись к идее создания подобных броне-гибридов. Ведь установить артиллерийское орудие на тракторное шасси было проще и дешевле, чем спроектировать танк с нуля. В августе 1931 г. на ленинградском заводе «Большевик» разработали самоходную установку СУ-2 на базе гусеничного трактора «Коммунар». Установка успешно прошла боевые испытания, проехав около сотни километров и произведя несколько выстрелов, в том числе и на ходу, но по каким-то причинам проект запущен не был и все разработки были свернуты.
В те же годы конструктор Николай Дыренков представил еще несколько проектов танков на базе гусеничных тракторов. Было построено 4 экспериментальных образца. Бронемашины Д-10 и Д-11 представляли собой самоходные установки с пушкой и двумя пулеметами. Д-14 был десантным вариантом, а модель д-15 предназначалась для химических атак, которую снабдили распылителем и резервуарами с отравляющими веществами.
Однако все эти проекты не были реализованы. Уже на этапе испытаний были выявлены серьезные недостатки. В частности, когда трактор ехална подъем, топливо самотеком переставало поступать в двигатель и тракторы глохли. Выхлопные газы выходили в кабину водителя и там было невозможно дышать. Третьим важным недостатком было то, что при активном движении тракторы попросту переворачивались.
Несмотря на первые неудачные проекты, во время Великой Отечественной тракторы стали грозным оружием. Их использовали не только как тягачи для пушек, но и в качестве самоходных артиллерийских установок. В начале войны Красная армия испытывала дефицит в бронетехнике. Тогда пулеметы и башни от подбитых танков стали ставить на сельхозмашины. В атаку такие самоходки шли задним ходом, поскольку самым уязвимым местом у них были передние скаты гусениц. Такие тракторы обшивали стальными листами, которые уберегали экипаж и важные агрегаты машины от попадания осколков.
В августе 1941 г. румынские войска вплотную подощли к Одессе. Защитникам города не хватило бронетехники и тогда на Одесском машиностроительном заводе стали переделывать тракторы СТЗ-5 в броневики. В ночь на 20 сентября два десятка таких самоходок выдвинулись против румынских частей. Расчета был на психологический эффект. На некоторых машинах даже не было боевых орудий - их заменяли муляжи. Тракторы двигались с включенными фарами и сиреной, что вызвало шок у румынских военных и они оставили поле боя. А самодельные броневики получили название НИ-1, что расшифровывается как «На Испуг - 1».
Но самой успешной боевой машиной на базе трактора военные эксперты считают модель ХТЗ-16 производства Харьковского тракторного завода. В 1941 г. выпустили около 50 таких самоходных установок на базе гусеничных тракторов. В планах было собрать не менее 800 машин, но производство свернули после того, как немцы взяли Харьков. И все же при обороне города, ХТЗ-16 доставили немало проблем гитлеровцам. А позже 10 таких броневиков приняли участие в обороне Москвы в составе 133-й танковой бригады. Для выполнения боевых задач конструкцию трактора существенно доработали - была переработана подвеска и ходовая часть. Кроме этого был установлен форсированный двигатель, мощность которого увеличили на 10 л. с.
Тракторы и тяжелые с измененной для военных задач конструкцией используют и сегодня. Бронемашины кустарного производства применяли во время локальных конфликтов в Венесуэле, Ливии, Камбоджи, Судане и Сомали.