Найти тему
Remont1969

Артиллерийский тягач по Французски. Latil TAR. Delahaye Mécanisme à Chenille. 1917. А теперь и на гусеницах.

История полногусеничного артиллерийского тягача Латил ТАР на гусеничном ходу от Делайе.

Уже в 1915 году стало понятно, что наилучшим движителем по бездорожью и изрытым боями полям является гусеница, не колесо, не комбинация колеса и гусеницы, не шнек или "ноги", а именно простой двухгусеничный движитель . Танки и тягачи Холта перемалывали хлябь и песок. Даже для полноприводных машин настали тяжелые времена. Перемещение около линии фронта больше напоминало борьбу с природой, чем перемещение грузов. Практически одновременно с обоих сторон фронта задумались о том, как поставить автомобиль на гусеницы. В России начались эксперименты с движителем Кегресса, в Германии каждый завод пытался предложить собственное решение, у Француpов разработчиком нового движителя стала фирма Делайе (Delahaye).

Latil TAR Tracteur d'Artillerie Roulant

Страна: Франция

Производитель: Compagnie des automobiles industrielles Latil/ Delahaye et Cie

Год производства: 1917-1919

Кол-во выпущенных: 1+6 (1919)?

Экипаж: 2 чел

Масса пустого: 7800 кг

Нагрузка: 2 тонны

Двигатель: Latil L4 , 7500см3, 4-x цилиндровый рядный с водяным охлаждением, 40 л.с.,

Французские военные первыми из всех участников боевых действий в Первой мировой войне серьезно подошли к созданию транспортной техники и артиллерийских тягачей для движения вне дорог. Тем более, что французская стратегия мобильной войны требовала обеспечения атакующих войск всем необходимым прямо здесь и сейчас. Еще до начала войны на вооружение были поставлены полноприводные и полноуправляемые тягачи Tracteur Châtillon-Panhard, которыми была вооружена тяжелая артиллерия, а вскоре после начала боевых действий очень удачные Renault Type EG и Latil TAR (Tracteur d'Artillerie Roulant). Наиболее массовой из этих машин стала Latil TAR. Латил ТАР имел полный привод и все четыре управляемые колеса. Наверно это была наиболее удачная французская машина периода Первой мировой. Но даже полный привод не обеспечивал всепроходимости со скоростью танков. В качестве решения вопроса были испытаны "гусеницы Делайе" - Delahaye Mécanisme à Chenille.

-2

Компания Делайе (Delahaye et Cie) во время Первой мировой войны была поставщиком грузовых автомобилей в действующую армию. Особенно удачными были 4-х тонные грузовики Type 59C. Но как и большинство грузовиков того времени эти машины были дорожными, еще по ровному полю они могли двигаться, но уже легкая распутица делала езду невозможной. Конструктора фирмы Амеде-Пьер Варле (Amedee-Pierre Varlet), который еще в 1898 году был приглашен на работу основателем марки Эмилем Делайе, и Луи-Гастон Сабате (Louis-Gaston Sabathe) разработали и запатентовали гусеничную тележку, которую можно было поставить на различные автомобили вместо задних колес. Delahaye et Cie получили в 1917 году патент на такой тип движителя как Mécanisme de Chenille Delahaye. Конструкция гусениц Delahaye ‘Mécanisme à Chenille’ представляла из себя уменьшенный вариант классической гусеницы - заднее ведущее колесо, на который цепью передается момент с приводного вала, ленивец, три опорных катка и один поддерживающий. Все это смонтировано на трапециевидной раме, которая устанавливается на ось вместо колеса. Первые испытания прошли в ноябре 1915 года.

-3

На грузовике Type 59C колеса заменялись на гусеницу при сохранении остальных агрегатов. В итоге получилась не очень удачная конструкция. Полугусеничный грузовик получил все недостатки присущие машинам такого типа, такие как отвратительная управляемость и низкая скорость. На плохих грунтах иногда тягач вообще не хотел поворачивать даже при полностью вывернутых колесах, которые только нагребали перед собой грязь и в итоге машина просто останавливалась. Каждая гусеница весила полтонны и такие "неподрессоренные" массы делали движение некомфортным, низкая мощность 5-ти литрового двигателя не позволяла обеспечить достаточную мобильность. Но сами "гусеницы Делайе" показали себя хорошо и их решили испытать на более подходящей машине.

Delahaye Type 59C с Delahaye Mécanisme à Chenille
Delahaye Type 59C с Delahaye Mécanisme à Chenille

Тягачи Latil TAR уже в базовом варианте были более удачным решением для применения гусениц Делайе. Короткая база и 7,5-литровый двигатель с высоким моментом обеспечивали достаточны запас тяги и приличную геометрическую проходимость. Шасси машины было не только полноприводным, но и полноуправляемым, это сразу позволяло избежать проблем с управляемостью тягача. Привод на все колеса позволил установить Mécanisme de Chenille Delahaye вместо сразу четырех коле, что теоретически существенно увеличило длину опорной поверхности гусениц для преодоления траншей и воронок на поле боя. Качающаяся на оси рама гусениц позволяла успешно преодолевать рвы и уклоны, которыми изобиловали поля Фландрии.

-5

Кроме непосредственно испытаний всепроходимого тягача Варле и Сабате в голове держали свою идею сочленённого танка, который так же должен был иметь по четыре "гусеницы Делайе". От заложенной в танк идеи двухзвенного сочлененного вездехода четырехгусеничный Латил ТАР отличался отсутствием шарнирного сочленения. И если сравнить с будущей идеей патентованного танка Делайе или Боевая машина Варле (véhicules de combat Char Varlet), то Латил даже выглядел интереснее.

-6

Каждое гусеничное "колесо" весило 500 кг и имело опорную поверхность около 1,60 м2. Это было вполне достаточно, что бы спокойно грузовику перемещаться по полю боя. Никто не собирался отправлять четырехгусеничные Латилы под пули, но после того как танки прорывали (по плану командования) рубеж обороны вслед за ними двигалась пехота и необходимо было перебрасывать артиллерию. Для этого и создавался гусеничный тягач.

фото: Histoire de Guerre, Blindes et Materials #077
фото: Histoire de Guerre, Blindes et Materials #077

Если судить по фотографиям с испытаний то машина показала отличную проходимость и имела практическую такую же проходимость как и танки. Управляемость была на высоте, геометрическая проходимость так же. Но никогда не бывает бесплатных пирожных. За проходимость пришлось расплачиваться потерями мощности на гусеничный ход, высокой нагрузкой на элементы шасси. 40-ка сильного 7,5-литрового двигателя уже было недостаточно, что бы и перемещать сам тягач, и одновременно что-то еще тянуть. Кроме этого с первым вариантом гусеничного привода от Делайе тягач получил небольшой клиренс, при преодолении вертикальных препятствий возникали проблемы вызванные уже геометрической проходимостью самого тягача.

-8

По итогам испытаний Варле и Сабате разработали и запатентовали модернизированную систему гусеничного привода с поднятой приводной осью. Основная часть гусеничного движителя осталась неизменной - трапециевидная рама с размещенным впереди ведущим колесом, тремя небольшими опорными катками и задним ленивцем. В новом механизме ось, на которую одевался весь привод была поднята вверх, в связи с этим было добавлено поддерживающее колесо и форма гусеницы стала ромбовидной.

Патент FR504012 от января 1918
Патент FR504012 от января 1918

В 1918 году новая тележка с высокорасположенной осью была испытана на том же грузовике Latil TAR. Клиренс вырос существенно, геометрическая проходимость стала ещё лучше, как улучшилась и возможность преодоления препятствий. В январе 1918-го года шесть тягачей TAR (5-го типа) были оснащены новым типом тележек году. Но к этому времени уже производились чисто гусеничные тягачи, которые однозначно показывали себя лучше в качестве техники, сопровождавшей танки. Четырехгусеничные Латилы были сложными и дорогими, хотя сама по себе идея была и красивой, и в итоге выжили только сильнейшие.

-10

Но для Делайе история гусеничных машин не закончилась, Сабате и Варле уже с использованием нового модернизированного гусеничного движителя разработали еще один танк прорыва - настоящий линкор поля боя. Принципиально это было обыгрывание той же идеи сочлененного двухзвенного танка, но уже вооруженного - переднее и заднее звено были вооружены легкими пушками, а сверху на "шкворневой части" заднего звена была установлена пушечно-пулеметная башня. Боевая машина выглядит фантастически и для нынешних времен, не говоря уже о конце второго десятилетия 20-го века, поэтому шансов на ее реализацию не было никаких, хотя в историю как танк Варле или Боевая машина Варле (véhicules de combat Char Varlet) она вошла, но скорее в альтернативную.

-11

Последним вкладом фирмы Делайе и ее конструкторов стал проект треугольной или как её назвали в патенте "полигональной" гусеницы - Roue chenille polygonale, который был естественным продолжением развития Delahaye Mécanisme à Chenille, от эллипса к ромбу, а потом к полигону. Идея полигональной гусеницы была еще сложнее - она представляла собой три стандартные гусеницы собранные в треугольник, привода на переднее ведущее колесо был зубчатый, верхний поддерживающий ролик был вынесен высоко вверх. Слишком сложно и слишком нерационально, без шансов на реализацию, хотя если объединить этот движитель с идеей сочлененного танка этих же авторов получится фантастическая боевая машина, что некоторые альтернативщики и делают, нужно учесть, что сами Сабате и Варле, даже если и думали над этим, в бумагу такое проект не реализовали.

-12

Эта статья ремастеринг статьи от 23 декабря 2019. Оригинал можно прочитать здесь.

Источники рисунка и фотографий:

Рисунок Jaroslaw ‘Jarja’ Janas, Patreon campaign.

Фотографии: Avant-Train-Latil.com

О первом использовании гусеницы Делайе и ранних проектах фирмы можно прочитать здесь:

Гусеницы Делайе. Delahaye Mécanisme à Chenille. 1915. От гусеницы к танку.

О других французских тягачах и военных грузовых автомобилях можно почитать в других публикациях канала:

Артиллерийский тягач по Французски. Часть 1.2. Tracteur Panhard K 13. 1915. Легкий артиллерийский тягач.

Артиллерийский тягач по французски. Часть 09. Renault Type EG. 1914. Ну как же без Рено...

Артиллерийский тягач по Французски. Часть 4. Latil TAR Tracteur d'Artillerie Roulant. 1913. Для любых дорог.

Berliet C.B.A. 1913. Ломовая лошадь французской пехоты.

От экспериментов к практике. Товарный снегоход Бессе. L'automobile-traîneau de la Besse. 1910.

Тяжелый артиллерийский трактор Скотте. Vapeur Train Scotte. 1897. Первый французский артиллерийский тягач.

Первая амфибия из Франции. Ravaillier Canot voiture automobile. 1907. По воде как по суше.

Артиллерийский тягач по Французски. Часть 3. Tracteur Schneider. 1914. Среднемоторный тягач.

Артиллерийский тягач по французски. Часть 2. Schneider-Canet-Du Bocage 1903. Португальская артсистема на французских колесах.

Французские артиллерийские тягачи. Начало. Bollee La Marie-Anna. 1879. Паровой военный автопоезд.

Первый полноприводный грузовик. Julien Gandon Voiture à vapeur. 1900. Паровик с полным приводом.

4.14. Tracteur Agricole Edmond Lefebvre 35/40 HP. 1913. Первый тягач с колесно-гусеничным шасси.

Источники:

http://www.tanks-encyclopedia.com/ww1-france-latil-tar-heavy-artillery-tractor-lorry/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-delahayes-tank/

https://topwar.ru/105529-proekty-boevyh-mashin-char-varlet-franciya.html

http://info-camions.blogspot.com/2013/02/delahaye-type-59-1918.html

https://delvaneo.ru/avtoretro/avtomobili-delahaye.html

https://clubdelahaye.com/modeles/

Рисунки патентов с сайта https://worldwide.espacenet.com/patent/