Найти в Дзене
История транспорта

Эволюция внешнего вида Ил-62 в «доклассический» период.

Как известно, до 1973 года окраска гражданских самолетов Аэрофлота не была единой: у каждого типа сужествовала своя, уникальная «униформа». Не исключением был и Ил-62, разработанный в начале шестидесятых годов и запущенный на рубеже 1965-1966 годов.

Первым серийным Ил-62 стал самолет с заводским номером 50101 и регистрационным знаком СССР-86661.

Ил-62 СССР-86661 на перроне берлинского аэропорта Шенефельд. Фото из открытых источников.
Ил-62 СССР-86661 на перроне берлинского аэропорта Шенефельд. Фото из открытых источников.

Окраска первого серийного самолета в основных деталях перекочевала с пятого опытного образца (СССР-06300) и представляла из себя молочно-белого цвета верх, полированный алюминий в нижней части, две голубые полосы ниже подоконного пояса, голубой руль направления, эмблема Аэрофлота и флаг СССР на вертикальном оперении. Регистрационный знак черного цвета, подчеркнутый голубой полоской, располагался на гондолах двигателей. Надписи «Ил-62» располагалась в двух противоположных сторонах планера: двухцветная - в носовой части фюзеляжа и белая на нижней части синей поломы вертикального оперения.

Второй серийный самолет, 50102, СССР-86662 с завода был окрашен в точности так, как и его предшественник, 50101, только с хвостовой части пропала надпись «Ил-62».

Второй серийный Ил-62 СССР-86662.
Второй серийный Ил-62 СССР-86662.

Третий серийный самолет на конвейере был окрашен совершенно иначе. Фюзеляж украшали две голубые полосы: тонкая поверх и толстая, изогнутая впереди, по низу пояса иллюминаторов. Надпись «Ил-62» перекочевала на верхнюю часть фюзеляжа, а регистрационный знак Аэрофлота — на киль. На гондолах двигателей появилась эмблема и надпись «Аэрофлот», подчеркнутые голубой полосой.

Третий серийный Ил-62 СССР-86663. Фото взято из открытых источников.
Третий серийный Ил-62 СССР-86663. Фото взято из открытых источников.

Четвертый серийный, 60104 предлставлял из себя микс окрасок трёх предыдущих самолетов: годубая подоконная полоса и эмблема «Ил-62» на носовой части фюзеляжа вернулась в старом варианте, а написание регистрационного знака, оформление гондол двигателей — из варианта 86663. При этом носовой обтекатель стали окрашивать в серый цвет.

Начиная с четвертого серийного Ил-62 окраска самолетов, сходящих с конвейера, была стандартизована и почти не отличалась в деталях.

Ил-62 СССР-86665 в лондонском аэропорту Хитроу. Фото взято из открытых источников.
Ил-62 СССР-86665 в лондонском аэропорту Хитроу. Фото взято из открытых источников.

С восьмого серийного самолета, СССР-86668 нижняя часть планера вместо полированного алюминия стала окрашиваться эмалью в серый цвет.

Ил-62 СССР-86668. Нижняя часть фюзеляжа окрашена в серый цвет. Фото взято из открытых источников.
Ил-62 СССР-86668. Нижняя часть фюзеляжа окрашена в серый цвет. Фото взято из открытых источников.

Начиная с одиннадцатого самолета, СССР-86671, на гондоле двигателя вместо надписи «Аэрофлот» стали наносить надпись «Ил-62».

Ил-62 СССР- 86671. На гондоле двигателя видна надпись «Ил-62». Фото взято из открытых источников.
Ил-62 СССР- 86671. На гондоле двигателя видна надпись «Ил-62». Фото взято из открытых источников.

При проведении ремонтов, самолеты получали тот вариант окраски, который на данный момент времени сходил с конвейера в Казани.

В планер четырнадцатого серийного Ил-62, 80304, СССР-86674 были внесены конструктивные изменения, касающиеся формы крыла, его законцовок, размеров пассажирских дверей и длины обтекателя вертикального оперения.

СССР-86675. Хорошо видны пассажирские двери большего размера, измененная законцовка крыла, отсутствие зализа по верху фюзеляжа Фото: Кен Элиотт, источник указан на фото.
СССР-86675. Хорошо видны пассажирские двери большего размера, измененная законцовка крыла, отсутствие зализа по верху фюзеляжа Фото: Кен Элиотт, источник указан на фото.

Параллельно с серийным выпуском самолетов Ил-62 КБ Ильюшина работало над его модернизацией. Оснащение самолета двигателями Д-30КУ вместо НК-8-4 позволяло самолету увеличить дальность полета. Проектное название новой модификации — Ил-62М-200. Первым Ил-62М стал тринадцатый серийный самолет, 70303, СССР-86673. Основные мотивы ливреи 86673 были взяты у третьего серийного Ил-62, СССР-86663. Только хвост был исполнен иначе: на нем появилась голубая стрела с флагом СССР и надписью «Ил-62М200» белым на синем фоне.

Первый Ил-62М СССР-86673 на авиационном шоу в Ле Бурже, 6 мая 1971 года. Фото взято из открытых источников.
Первый Ил-62М СССР-86673 на авиационном шоу в Ле Бурже, 6 мая 1971 года. Фото взято из открытых источников.

Последующие самолеты Ил-62М были окрашены аналогично, только с хвоста исчезла надпись «Ил-62М200» так как модификации решили оставить более простое и короткое название «Ил-62М». Всего в такую ливрею было окрашено шесть Ил-62М: 86673, 86656, 86692, 86693, 86700 и 86701.

Второй Ил-62М СССР-86656, апрель 1972 г. Фото: Ральф Мантойфель, источник — Википедия.
Второй Ил-62М СССР-86656, апрель 1972 г. Фото: Ральф Мантойфель, источник — Википедия.

Часть самолетов Ил-62 в конце 60-х — начале 70-х годов брали в лизинг зарубежные авиакомпании, в связи с чем на фюзеляж этих самолетов наносилось название и логотип авиакомпании-арендатора.

-10
Ил-62 86666 и 86671 в аренде у чехословацкой авиакомпании ЧСА. Фото из открытых источников.
Ил-62 86666 и 86671 в аренде у чехословацкой авиакомпании ЧСА. Фото из открытых источников.
Ил-62 86677 в аренде у японской авиакомпиании ДЖАЛ. Фото М.Судзуки.
Ил-62 86677 в аренде у японской авиакомпиании ДЖАЛ. Фото М.Судзуки.
Ил-62 86652 с логотипом голландской авиакомпании КЛМ. Фото взято из открытых источников.
Ил-62 86652 с логотипом голландской авиакомпании КЛМ. Фото взято из открытых источников.