Чтобы вариатор «жил» долго и счастливо, нужно соблюдать простые правила обращения с ним. Сегодня о них поговорим, если я что-то упущу – поправьте меня. Все сказанное будет основано на опыте эксплуатации многих владельцев подобных коробок и специалистов автосервисов.
Каждый владелец бесступенчатой трансмиссии знает, что вариатор – нежное создание и с ним нужно обращаться аккуратно, нужно чаще менять масло. Но как правильно ей пользоваться, чтобы она жила долго и счастливо – никто им не рассказывал. Сегодня эту брешь в знаниях постараюсь перекрыть.
Резкий старт или педаль в пол на светофоре
Именно так многие «горячие» парни хотят доказать, что они повелители улиц и самые быстрее на дороге, владея автомобилем с вариаторной коробкой. Считается, чем быстрее ты рванешь со светофора, тем больше у тебя яйца.
Реальность оказывается не такой радужной. Каждый резкий старт с места, подчеркиваю, «с места», наносит непоправимый вред вариатору. Если быть точнее – гидротрансформатору. Пропущу технические термины, расскажу по-простому.
«Бублик» в вариаторе играет роль сцепления. Во время резкого старта с места, очень сильно перегревается масло в нем. Оно теряет свои свойства и быстро «стареет». А все знают, как вариатор относиться к плохой трансмиссионной жидкости?
Во-вторых, гидротрансформатор на определенных режимах блокируется. Это происходит за счет фрикциона, как диск сцепления на «механике». Во время резкого старта, обороты двигателя взлетают до красной зоны, а машина стоит, и в этот момент происходит передача максимального крутящего момента от мотора к коробке.
В какой то момент происходит блокировка «бублика», скорость машины минимальная, а обороты двигателя максимальные. Происходит стирания фрикционной накладки. Это равносильно на механике включить первую передачу, раскрутить мотор и резко бросить сцепление. Вы почувствуете запах тухлых яиц в салоне – это «горит» сцепление. То же самое происходит в вариаторе.
Пыль от фрикционов попадает в масло. А лишний мусор в жидкости быстро приговорит коробку к ремонту. Кроме этого, стирается сам фрикцион. Как диск сцепления на механике, после его износа, машина просто перестанет ехать. Только на вариаторе она сможет ехать в аварийном режиме, но с минимальной скоростью.
Что делать? Не устраивать гонок. Плавный разгон и вариатор скажет вам "спасибо".
Пробуксовка колес
У всех в жизни возникает ситуация, когда нужно выбраться с грязи или снега. Машина буксует, но выехать не может. Этот режим для вариатора не сильно страшен. На нем можно буксовать долгое время, пока масло не перегреется в КПП. На это нужно потратить очень много времени.
Для вариатора страшно резкое изменение крутящего момента на колесах. Имеется в виду, если ведущее колесо буксует и резко хватает зацеп с твердой поверхностью – это и есть, резкое изменение крутящего момента между колесом и двигателем.
В это момент происходит проскальзывание ремня на конусах. Помните устройство вариатора? Такое частое проскальзывание может привести к появлению на них борозд выработки. В народе их еще называют «задиры». Чем больше и глубже они будут, тем быстрее ваша машина станет как вкопанная – откажется двигаться.
Чтобы этого не произошло, нужно контролировать обороты мотора в момент пробуксовки колес. Не задирать их до красной зоны, держать до 1500 об/мин. Этого будет достаточно, чтобы крутить колеса с большой скоростью, чтобы машина выбралась, и меньше будет перепад в крутящем моменте, если колеса доберутся до асфальта. Старайтесь не злоупотреблять таким режимом эксплуатации вариатора.
Буксировка на фаркопе
Буксировать можно, но не часто. Все равно, в КПП используется ремень в качестве механизма передачи крутящего момента. Это не так надежно, ка шестерни в механической коробке. Но если это надо, то делать можно.
Главное – во время буксировки не нужно резко нажимать на педаль газа. все движения должны быть плавными: плавный старт с места, плавное ускорение. В горку не нужно сильно давить на газ, если машина не тянет.
Если игнорировать эту рекомендацию, вас ждут задиры на конусах, перегрев масла и дорогой ремонт.
Подведем итог
Я рассмотрел основные моменты, которые нужно учитывать при эксплуатации вариатора, чтобы он служил вам долго и без поломок.
- Исключить резких стартов с места;
- Не давить газ в пол при пробуксовке в снежной каше;
- Не газовать при буксировке прицепов.
Линейные ускорения, плавный разгон в любых режимах езды - залог долгой здоровья вариатора.
Я не упомянул про замену масла и прогрев КПП. Уверен, что все владельцы подобных трансмиссий и так об этом хорошо знают. Сегодня были затронуты основные правила, о которых не всегда расскажут в автосалонах при покупке машины, в сервисах, где их ремонтируют – им это не нужно, чем чаше вы к ним будете наведываться, тем больше денег они на вас заработают.
Если я что-то упустил или вам есть что добавить – напишите об этом в комментариях. Я буду признателен.