Фердинанд Пиех впервые сделал себе имя, работая в компании, основанной его дедом, Фердинандом Порше, над такими моделями, как Porsche 911 и 917. В 1993 году он стал главой Volkswagen Group, когда немецкий производитель автомобилей был на грани банкротства и за относительно короткий период времени превратил его в одну из крупнейших автомобильных компаний в мире.
Пиех очень любил технологии и считал, что они могут решить все проблемы. Он также знал, что сила Volkswagen заключается в дешевых автомобилях, таких как Golf. Но эта статья посвящена одной дорогостоящей и продвинутой программе, которую он запустил, и она называется 1-Liter, и, как следует из названия, цель состояла в том, чтобы создать серийный автомобиль, который будет потреблять только литр топлива на 100 км.
Все началось еще в конце 90-х, когда Пиех хотел продемонстрировать, насколько на самом деле продвинутый Volkswagen. Первый литровый автомобиль должен был появиться в концептуальном виде с реалистичными условиями для серийного производства. Он дебютировал в 2002 году. Эта модель всего была 3,47 метра в длину, 1,25 метра в ширину и высота 1,1 метра. В нем было два сидения, второе было сзади, а крыша была очень похожа на купол истребителя. У это модели сопротивление воздуха составляло всего 0,159, что в два-три раза лучше, чем у традиционных автомобилей. Отдельно отметим крайне малый вес - всего 290 килограммов.
Каждая деталь этой концепции продумана до мельчайших деталей. Были использованы дорогие легкие материалы, такие как алюминий, титан, керамика и армированный углеродом пластик. Под капотом находился дизель объемом 0,3 литра всего с одним цилиндром, который развивал 8,4 л.с. Коробка передач была автоматической 6-ступенчатой. Модель была оснащена системой старт-стоп. По заводским данным, комбинированный расход составлял всего 0,99 литра на 100 километров, и Пиех объявил, что серийное производство начнется ближе к 2010 году.
Но этой моделью как-то не срослось, и в 2009 году компания представила другой концептуальный автомобиль под названием L1. Хотя конфигурация не сильно изменилась, L1 определенно был больше, и вес составлял уже 381 кг.
Самое большое изменение произошло под капотом, где теперь скрывался гибридный дизель объемом 0,8 литра с двумя цилиндрами, а получен он был путем раздвоения знаменитого 1,6-литрового TDI. Электрический агрегат добавил 13,4 л.с. Производитель заявил, что L1 может разогнаться с места до 100 км/ч за 14,3 секунды, а максимальная скорость составляет 158 км/ч.
Спустя два года последний концепт-кар предстал под обозначением XL1. На этот раз местом проведения презентации был выбран Катар, и XL1 очень мало изменился по сравнению с предыдущим L1. Мощность дизеля довели до 47 лошадиных сил, а к электрическому агрегату прибавилось еще 27 л.с. Вес составлял уже 795 килограммов. Он мог разогнаться до 100 км/ч всего за 11,9 секунды.
В феврале 2012 года Volkswagen объявил, что начнет прием заказов на серийное производство, которое начнется годом позже. Так же как и ранние версии XL1 выполняет поставленную задачу, поскольку в среднем потребляет заявленные 0,9 литра на 100 километров.
Когда в середине 2013 года начались серийные поставки, XL1 был доступен только в Европе по цене 110 000 евро, при этом с конвейера сошло только 250 экземпляров.
Пиех скончался в августе 2019 года в возрасте 82 лет, оставив после себя множество работ и карьеру, о которой будут говорить еще долго. Шансы на то, что это автомобиль будут долго помнить невелики, но нет никаких сомнений в том, что он впечатляет и сегодня.