Second Officer (Второй помощник капитана) – штурманская должность, в судовой иерархии соответсвующая третьему механику в машинном отделении.
Второй помощник капитана является навигационным помощником, то есть отвечает за навигационное оборудование, подготовку маршрута и всего плана перехода, поддержание навигационных пособий и карт в рабочем состоянии, то есть откорректированных по последним данным.
К должностным обязанностям второго помощника относятся:
- подготовка плана перехода в соответствии с указаниями капитана и требованиями компании;
- регулярные проверки навигационного оборудования и средств связи, включая средства ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии);
- несение ходовой и/или якорной вахты на мостике в качестве вахтенного офицера;
- общая безопасность судна и экипажа во время несения вахты;
- поддержание остойчивости и мореходности судна согласно указаниям капитана и старшего помощника в соответствии с предписаниями компании и международными требованиями;
- во время несения палубной вахты в порту: контроль за грузовыми операциями, балластировка судна, контроль за остойчивостью, приём снабжения, выгрузка мусора, встреча посетителей, проверка документации по снабжению, по опасным грузам, общее руководство охраной судна, проверка крепежа груза;
- участие в палубных работах и наблюдение за техникой безопасности при выполнении палубных работ согласно указаниям старшего помощника;
- руководство швартовными операциями на корме или баке, руководство якорной командой при постановке на якорь под командованием с мостика капитана и/или старшего помощника;
- регулярные проверки и обслуживание спасательных средств (шлюпки, плоты, жилеты, гидрокостюмы, круги) на борту, их замена в случае необходимости, заказ новых, ведение соотвествующей документации;
- учёт и проверка средств индивидуальной защиты при работе (комбинезоны, обувь, перчатки, каски, и т.п.), заказ по необходимости;
- учёт и заказ канцтоваров;
- ведение и своевременная коррекция учебных инструкций, проведение тренингов по пользованию спасательными средствами;
- регулярные инспекции по судну для проверки состояния спасательных средств, охраны труда, условий труда, соблюдения техники безопасности;
- учёт рабочих часов и часов отдыха членов экипажа в составе своей вахты для избежания нарушений;
- следование приказам капитана и/или старшего помощника.
Вторыми помощниками в компании становятся третьи помощники после 4-5 лет работы в должности при получении не менее трёх хороших характеристик и рекомендаций к повышению от разных капитанов на разных судах.
В дальнейшем второй помощник может стать старшим помощником. Но, на это способны уже не все. я знавал вторых помощников предпенсионного возраста. Кто-то не хотел ответственности старпомовской, кто-то просто не спосбен был выполнять иные обязанности, кто-то вернулся в море после долгого простоя.
Около 2 лет назад компания урезала на 10% зарплаты всех младших офицерских должностей, в число которых входит и второй помощник. Правда, это урезание не коснулось западноевропейцев, которых защитили профсоюзы. Снижение мотивировали тем, что зарплаты существенно выше средних по флоту в мире. В принципе, это так и было, но всё равно, на мой взгляд, это не честный подход. Сразу после этого компания столкнулась с ощутимым оттоком восточноевропейцев (россиян, украинцев, румын, поляков, болгаров) с младших офицерских позиций, которых пришлось заменять филиппинцами и индийцами, благо этих товарищей много на рынке труда. Для них зарплата осталась выше среднерыночной даже с учётом снижения. Они это приняли.
Второй помощник несёт ходовую вахту 00-04, 12-16. Также в будние дни он работае overtime (переработка) с 10:00 до 11:30 и подменяет старпома на мостике на время ужина с 17:30 до 18:00. Во время часов переработки второй помощник проводит инспекции и проверки, предписанные должностными обязанностями, а также помогает старпому по необходимости.
В порту «секонд» несёт палубную вахту 0-6, 12-18, под его руководством 2 моряка – один на трапе, другой на палубе. Днём на палубе также работает матрос-дэймэн. Если отход из порта и приход в порт, например с 6 до 12 или с 20 до 24, то он выходит на подвахту. Таким образом рабочий день в порту может достигать 14 часов.
Наш второй помощник из Индии, воспитан компанией ещё с кадетских времён. Учился в одном университете со старпомом, на младшем курсе. Третьим помощником работал 5 лет, вторым стал в 2018.
P.S. В следующей статье я напишу о Second Engineer (втором механике). Это уже должность уровня менеджмент.
#контейнеровоз #флот #штурман #моряки #работа