Решила я пересмотреть аниме 2001 года "Метрополис", которое видела, кажется, как раз в год его выхода и, разумеется, забыла. Но в процессе спохватилась, что не знакома с источником вдохновения - фильмом Фрица Ланга, снятом аж в 1927 году. Я обожаю отслеживать тонкие взаимосвязи в киномире, узнавать, откуда что растет, какие находки где впервые появились, поэтому считаю, что историю кино полезно знать.
Это предисловие было к тому, что немое кино я смотрю немножко через "не могу", ради погружения в ретроспективу. И приготовилась стиснуть зубы и терпеть. Но неожиданно получила от фильма удовольствие. Самое время вставить похабный анекдот, но не хочется, всё-таки речь о высоком.
Итак, "Метрополис". Антиутопия. Вот так, в лоб. Перед нами огромный город, разделенный на уровни. Обобщенно - на верхнем уровне люди жрут, на нижнем жрут людей. Общество четко поделено на "илиту" и "чернь". У последних даже нет имен, только порядковые номера.
Что меня поразило - интересные и даже неоднозначные герои. Про каждого можно сказать "но". Диктатор Йо Фредерсен - типичный капиталистический олигарх и угнетатель, но при этом он не "злодей" в привычном понимании, а часть системы, действующий в рамках давно устоявшихся ценностей. Сам по себе он скорбящий муж и любящий отец Его сын Фредер сначала кажется туповатым капризным мажором, но очень быстро предстает добрым и чутким человеком. Инженер завода "стучит" начальству на рабочих, но при этом действительно заботится об их благе в меру своего понимания. И такая двойственность характерна для всех героев. Кроме абсолютно светлой Марии. За "но" Марии отдувается ее роботизированная копия. И здесь я должна отметить игру актрисы, которая гротескно, но весьма наглядно играет кардинально противоположных персонажей. Кстати, насчёт гротеска ещё вопрос. На мой взгляд, Уильям Шаттнер в "Стартреке" куда хуже сыграл злое эго своего персонажа.
Второе, что порадовало - очень масштабный и красивый для своего времени визуал. Город Метрополис- не просто место действия, это почти полноценный герой фильма.
Ну и третье - эпиграф: "Посредником между головой и руками должно быть сердце". В наше время, когда люди замечательно соединяют блестящий ум с выдающейся черствостью( лично меня это очень-очень пугает, и, по-моему, эту проблему сильно недооценивают), он приобретает новую актуальность. Да, это "чеховское ружье" в фильме выстрелит очень прямолинейно, но лично я не против.
Что же аниме? На мой взгляд, это случай, когда мы имеем не ремейк или сиквел, но произведение, очень хорошо снятое "по мотивам". Прекрасно прорисованный футуристический город? Есть! Диктатор, он же страдающий отец? Есть! Мальчик с добрым сердцем? Имеется! Сумасшедший учёный? На месте! Девушка с библейскими аллюзиями? Тут! Машина, созданная по подобию человека? Здесь! Тема социального "уровневого" расслоения? Разумеется! Все, можно зажигать.
На похожем материале режиссер "Метрополиса" Ринтаро создаёт совершенно иную историю - этакий каноничный киберпанк. Роботы давно действуют в обществе и выполняют тяжёлую работу, но социальных проблем не то что не убавилось, а прибавилось.
Сказать хочется ещё очень многое. Например, что над обоими "Метрополисами" трудились выдающиеся мастера. Фриц Ланг - авангардный режиссер своего времени, до сих пор изумляющий размахом фантазии. Осаму Тэдзука, автор манги - "отец японской анимации", заложивший основы аниме. Сочетание детского, "кавайного" дизайна персонажей и жестокой проблематики - это его идея. Режиссер Ринтаро - этакий Зак Снайдер от аниме, выдающийся визуализатор, умеющий хорошо работать с хорошей основой и спотыкающийся при отсутствии оной.
Итак, в первом случае мы имеем хорошую историю с хорошо прописанными персонажами, библейскими аллюзиями и ярко выраженной социальной проблематикой. Во втором - да, кажется, почти все то же, но сама история о другом. К сожалению, должна отметить, что анимешные персонажи прописаны значительно хуже, чем в первоисточнике. Я бы выделила только юного "наци" Рока, для которого поддержание существующего порядка - повод покуражиться над безответными существами. Герой жутковатый, но показан замечательно, хоть сейчас в топ любых злодеев.