Два года назад Американскому институту нефти исполнилось 100 лет. Вековая история, а между тем, мы здесь о ней практически ничего не знаем, кроме разве того, что название института зашифровано в аббревиатуре API, которую мы видим почти на всех канистрах автомобильных масел. Что это за учреждение, снискавшее уважение всей, без преувеличения, нефтегазовой отрасли? Почему его требования не просто стремятся, а, по факту, обязаны удовлетворять все производители смазочных материалов в мире — даже те, чьё местоположение, мягко говоря, не в Америке и даже не рядом с ней? Чтобы ответить на эти вопросы, совершим небольшой экскурс в историю Института, а заодно и всей нефтегазовой промышленности США.
API: начало
Нефть в Соединенных Штатах начали добывать давно, порядка 200 лет назад или даже более того. Горючую субстанция чаще всего обнаруживали случайно, например, в колодцах, которые бурили для добычи соли. Маслянистую жидкость, чтобы не мешала, отделяли от поступавшего в колодцы рассола, а чтоб добру не пропадать, использовали для отопления тех же солеварен или заправляли в лампы.
Целенаправленно добывать нефть американцы начали лишь после 1859 года, когда открылась скважина Ойл-Крик в штате Пенсильвания. Её также называют скважиной Дрейка — по фамилии одного из разработчиков Эдвина Л. Дрейка, который вместе с партнёром Джорджем Бисселом 27 августа 1859 года впервые с успехом применил буровую установку на скважине, изначально предназначенной для добычи нефти. Партнёры рассчитывали использовать её для получения и дальнейшей продажи полезных в хозяйстве нефтепродуктов, например, керосина — и не прогадали. Так был дан старт промышленной отрасли, ставшей с тех пор для США одной из главных.
После открытия скважины Дрейка разработка месторождений началась повсеместно – от Пенсильвании и Аппалачей до Нью-Йорка и Калифорнии. Спустя 50 лет это были уже сотни скважин и десятки компаний, деятельность которых худо-бедно регулировалась лишь «сверху» и совсем никак – изнутри. А между тем, начавшаяся Первая мировая война выявила среди нефтяных промышленников острую потребность в некоем объединении, которое бы, с одной стороны, устанавливало стандарты внутри отрасли, и с другой — лоббировало её интересы во властных верхах.
Первым шагом на пути к удовлетворению этой потребности стало формирование Национального комитета нефтяной военной службы под руководством Промышленной Палаты США. Комитет, куда вошли руководители крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний страны, был призван обеспечить бесперебойную подачу нефти в вооруженные силы.
Когда война окончилась, на базе этого комитета 20 марта 1919 года и был основан Американский институт нефти. И первое, чем он занялся, стал сбор и анализ статистики по добыче сырой нефти в стране. Полученные данные были объединены в отчёт, который увидел свет в 1920 году. С этого времени сбор аналогичной статистики API ведёт непрерывно.
Позже отчеты стали дополняться информацией о производимых в стране и мире нефтепродуктах, о работе нефтеперерабатывающих предприятий, об импорте и экспорте и многими другими данными, которые, к тому же, сопровождались экономическим анализом и результатами собственных исследований API. Что немаловажно, Институт предоставлял отчёты не только правительству, но и средствам массовой информации. Благодаря этому API очень быстро стал и остается по сей день одними из самых популярных и уважаемых источников данных по отрасли, которым пользуются не только американцы, но и весь остальной мир.
Их Величества Стандарты
Другая важнейшая часть деятельности Американского института нефти – это, безусловно, разработка стандартов и классификаций. Первым «под раздачу» попало нефтепромысловое оборудование, которого после Первой мировой войны в США, во-первых, сильно не хватало, а во-вторых, в нем не было единообразия: детали и комплектующие от разных производителей не подходили друг к другу, что приводило к перебоям и простоям в работе компаний.
В 1924 году API опубликовал первые отраслевые стандарты. По сути, этим он принял на себя руководство разработкой и эксплуатацией всего нефтяного, газового и нефтехимического оборудования в стране. Многие стандарты и рекомендации API, которых за 100 лет деятельности Института было опубликовано аж 700, включены в государственные и федеральные нормативные акты США. А международное регулирующее сообщество их активно цитирует и использует на своих территориях.
Так дело обстоит, например, с Системой лицензирования и сертификации моторных масел API’s Engine Oil Licensing and Certification System (EOLCS), разработанной API в 1993 году для удобства потребителей. Система разрешает продавцам использовать Знаки качества API на канистрах с моторными маслами, отвечающими установленным требованиям. Эмблемы наносятся непосредственно на ёмкости с сертифицированным маслом для бензиновых и дизельных двигателей, что помогает автовладельцам определять качественные и точно подходящие продукты для своих автомобилей.
API сейчас
На сегодняшний день, по официальным данным, API насчитывает более 600 членов, от крупнейших представителей отрасли до маленьких независимых компаний. Среди них есть добывающие, перерабатывающие и сервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.
API по-прежнему собирает и публикует статистические данные об отрасли, разрабатывает и продвигает стандарты качества для нефтяного, газового и нефтехимического оборудования и производимой компаниями продукции. Также Институт организует семинары, практикумы и конференции, плюс предоставляет предприятиям нефтегазовой отрасли свои обучающие материалы по нормативным требованиям и стандартам, которые сегодня всё больше нацелены на безопасность — как производства, так и людей на производстве, а также всей, в целом, окружающей среды. Сам API так и декларирует, что его миссия — способствовать обеспечению безопасности в нефтегазовой отрасли во всем мире.
Например, требования новейшего стандарта API для моторных масел API SP во многом как раз про безопасность, а именно — про снижение вредных выбросов транспорта в окружающую среду. И конечно, все крупнейшие производители мира уже стали выпускать продукцию, отвечающую этим требованиям, и получили для неё соответствующие сертификаты API — так же, как это ещё весной 2020 года сделал южнокорейский производитель смазочных материалов HYUNDAI XTeer – Hyundai Oilbank.
Вот такая история и такое объяснение, почему Американский институт нефти пользуется у компаний во всём мире непререкаемым авторитетом. А вы раньше знали, что значит API?