Не многие знают, что гражданские лица могут приобретать и управлять истребителями. Однако должны быть выполнены два условия, прежде чем это станет реальностью. Во-первых, оформление разрешено в стране проживания, а во-вторых, у покупателя должен быть невероятно толстый кошелек
Если оба этих условия выполнимы, то ничто не помешает вам насладиться полетом на собственном истребителе. По крайней мере, такие истории миллионеров, владеющих МиГами, нередко можно прочитать в глянцевых журналах.
Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. Даже если кто-то и готов расстаться со списанной боевой машиной, самолет должен пройти длительную процедуру, чтобы гарантировать, что он больше не может быть использован для нанесения ущерба другим.
Процесс удаления или приведение в негодность элементов вооружения, так что это больше уже не считается оружием, называется демилитаризацией.
Итак, что должно произойти с истребителем, прежде чем он сможет принадлежать гражданскому человеку?
Для чего нужны подержанные истребители?
Обычно, когда военные решают, что истребитель больше не нужен, у самолета есть два возможных исхода. Он может быть утилизирован, то есть переработана и, вероятно, превращен в банки из-под газировки или брелоки. Или он будет продан иностранному государству, который считает, что самолет все еще можно использовать. Редкий третий вариант - это переход от военных к гражданским лицам.
Иногда самолеты продолжают использоваться в военных целях, например, в частных военных компаниях. В таких случаях они не претерпевают существенных трансформаций при переходе из рук в руки. Но такие сделки часто являются сомнительными, поэтому получить подробную информацию о них зачастую невозможно.
Тем не менее, можно предположить, что этот способ перехода самолетов в другие руки совсем не сложный. Например, бывшие МиГ-29 ВВС России использовались группой Вагнера в Ливии, и скорее всего, единственной переделкой была закраска красных звезд. Однако вряд ли можно назвать эти самолеты «гражданскими».
Большинство летательных аппаратов, принадлежащих ЧВК, не участвуют в боевых действиях, и самолеты используются строго для обучения. Только ВВС США платят миллиарды долларов компаниям-подрядчикам, предоставляющим услуги ADAIR – полеты на самолетах иностранного производства для имитационных воздушных боев. Эти самолеты, часто покупаемые у Израиля, Франции, Австралии или других союзников НАТО, претерпевают значительные изменения. Но все же сохраняют часть своего военного потенциала.
Совсем другая судьба у самолетов, продаваемых не связанным с вооруженными силами лицам (в основном тем, кому истребитель нужен для развлечения), а не ЧВК. Это наиболее сложный случай, поскольку такие решения очень индивидуальны и должны учитывать различные обстоятельства.
Демилитаризация боевых самолетов часто означает полное уничтожение их военной составляющей при сохранении возможности летать. Другой вариант демилитаризации - подготовка летательного аппарата к статической демонстрации. При передаче самолета, например, в музей, каждая составляющая самолета должна считаться безопасной.
Кто это делает?
Когда боевой самолет передается другим военно-воздушным силам, обслуживающему персоналу обычно поручается подготовить его к вылету.
Подготовка обычно представляет переход на более раннюю версию, когда удаляется все оборудование, не предназначенное для продажи. Обычно это занимает не много времени. Хороший пример - когда в начале 2019 года Австралия продала два десятка своих McDonnell Douglas F/A-18 Hornet в Канаду. Самолет разбирался и через пару месяцев отправлялся по воздуху. Некоторые политические и технические причины затянули процесс передачи более чем на год, но в целом он был несложным.
На другом конце спектра - полная трансформация самолета, когда от него остается только оболочка. Икона холодной войны и первый серийный самолет-невидимка Lockheed F-117 Nighthawk имел множество секретов, которые американские военные не хотели разглашать. Это включало в себя покрытие, делающее аппарат невидимым.
Поэтому после выхода на пенсию с F-117 не только лишили двигателей, авионики, вооружения и частей фюзеляжа, но и обработали токсичными веществами, чтобы удалить все следы засекреченного материала. Процесс был сложным и опасным, что даже сотрудники Lockheed Martin испытали отвращение к нему. Кроме того, эту задачу выполняли рабочие подразделения Skunk Works, того самого, которое разработало самолет. В итоге все F-117 Nighthawk, расположенные в авиационных музеях США по сути представляют собой пустые планёры с бытовой окраской.
Когда самолет планируется передать частной военной компании или частному лицу, демилитаризация обычно включает посредника, который может выполнять регулярное техническое обслуживание самолетов. Например, некоторые австралийские F/A-18 Hornet были куплены ЧВК Air USA. Их преобразование было значительно сложнее проданных в Канаду, и потребовало дополнительно 24 сотрудников, добавленных к персоналу австралийской военной базы Williamtown.
Большая часть работы заключалась в соблюдении требований Федерального авиационного управления США, Министерства юстиции и других ведомств. Чтобы получить разрешение на ввоз, а затем - на использование в гражданских целях, самолет больше не должен иметь «пулеметов, пушек, радаров, электронных глушителей, кассетных боеприпасов или взрывных устройств». Возможно, в ближайшее время в список могут быть добавлены лазерные системы.
В большинстве случаев покупающая самолеты ЧВК, тесно сотрудничает с военно-воздушными силами, которые их продают, чтобы обеспечить правильное удаление всех боевых устройств. Это должно быть сделано даже в том случае, если некоторые из возможностей самолета позже потребуется восстановить.
Кто-то может подумать, что американские истребители, закупленные американскими бизнесами или гражданами, будут исключением из правил. Но иногда так бывает. Например, три недемилитаризованных F-16 General Dynamics в 2019 году были выставлены на продажу во Флориде через лизинговую компанию JetLease. Самолеты поступили из ВВС Иордании, и, несмотря на шумиху в СМИ из-за их боевых возможностей, самолеты все еще находятся в США и выставлены на продажу без прохождения процесса демилитаризации.
И наоборот, были случаи, когда государственные органы США не позволяли полностью демилитаризованным самолетам перейти в частную собственность. Например, в 2007 году были изъяты четыре истребителя Grumman F-14 Tomcats. Три из них – это музейные экспонаты и один - реквизит телешоу, и были объявлены не прошедшими демилитаризацию «по утвержденному протоколу». Почему? Причина этого довольно проста. После снятия с вооружения в США F-14 эксплуатировался только Ираном, страной-противником, которой пришлось использовать свои Tomcats без сервисной поддержки. Таким образом, любая попытка доставки запасных частей в Иран рассматривалась как незаконная и частному лицу практически невозможно было быть владельцем самолета F-14.
Источник: AeroTime Hub
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале