Найти в Дзене
com-drive

Трактор, который должен был стать конкурентом Т-25 «Владимирец», но так и не смог

Очередное открытие в сфере тракторостроения отыскалось на полках Белорусского филиала ВНИИТЭ (БФ ВНИИТЭ). Кажется, совсем недавно мы писали о неизвестном ранее «шассике» ШО-28, как из архивной пыли всплыла информация о еще одной разработке - тракторе тягового класса 0,6.

«Унифицированный колесный трактор класса 0,6 т. тяги» должен был появится на свет на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ) в соответствии с техзаданием от 1971 года. Предполагалось, что предприятие не только заменит устаревающее самоходное шасси Т-16 более современной моделью СШ-28 и перспективным ШО-28, но и расширит линейку трактором ТУ-28.

Макет трактора ТУ-28 от БФ ВНИИТЭ
Макет трактора ТУ-28 от БФ ВНИИТЭ

Одной из «фишек» предполагаемого семейства должна была стать унифицированная кабина. Правда, сам ХЗТСШ экспериментировал с тем, что имел под рукой – кабиной от Т-16, а вот в БФ ВНИИТЭ сразу стали примерять на трактор свою новую кабину.

Так как в плане компоновки основных узлов и агрегатов ТУ-28 должен был оставаться классическим трактором с колесной формулой 4х2, обыгрывать его внешность было решено от капота и кабины.

Универсальный трактор ТУ-28 по версии ХЗТСШ
Универсальный трактор ТУ-28 по версии ХЗТСШ

В названии института не зря имелось слово «эстетика». Уже на старте перед конструкторами была поставлена задача не просто собрать в кучу двигатель, трансмиссию и другие агрегаты, а создать нечто оригинальное и приятное глазу.

Справа основным был кожух воздухозаборника
Справа основным был кожух воздухозаборника

Сразу же было решено визуально делать трактор ассиметричным: кабина смещена вправо от продольной оси трактора (из-за расположения органов управления), а капот - влево (для баланса внешнего вида). Более того, сам капот - скорее крышка, частично прикрывавшая двигатель, она должна была просто подниматься вверх слева направо.

Обратите внимание на форму топливного бака
Обратите внимание на форму топливного бака

А тон внешности задавал… топливный бак. Расположенный перед мотором, он имел сложную форму, так чтобы не было необходимости накрывать его декоративными накладками. Необычность данного решения вызвана тем, что первоначально ТУ-28 выглядел диспропорционально. Короткая база плохо сочеталась с просторной, но высокой кабиной (ее высоту даже пришлось снизить на 80 мм). А вытянутая вперед емкость для дизтоплива позволяла привести внешность трактора в баланс.

Конструкторы БФ ВНИИТЭ прекрасно осознавали, что скажут им технологи на необходимость изготавливать бак такой причудливой формы. Однако настаивали, что оно того стоит. Тем более, в него удалось вместить 70 литров топлива.

Двери в кабину имелись с двух сторон
Двери в кабину имелись с двух сторон

Кабина трактора устанавливалась на четырех амортизаторах. И кроме вышеуказанного понижения высоты, ничем не должна была отличаться от таковой на самоходных шасси.

Когда в Минске собрали опытный образец, из обозначения модели на капоте исчезла буква «У». Было ли это решением белорусов или уже в Харькове решили сменить название - в отчете ни слова.

На «шильдике» трактор уже обозначен ка Т-28
На «шильдике» трактор уже обозначен ка Т-28

Впрочем, принципиального значения это уже не имеет. ТУ-28 или Т-28 так и не смог заменить Т-25, который на тот момент производился на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). И хотя к 1972 году проект нового трактора в БФ ВНИИТЭ был готов, после сворачивания производства Т-25 на ХТЗ его просто передали на Владимирский тракторный завод (ВТЗ). А идеи ХЗТСШ так и остались нереализованными.

Было ли удобно в смещенной кабине уже не узнаем
Было ли удобно в смещенной кабине уже не узнаем