Найти в Дзене
Советская авиация

Как уничтожили один из последних в мире Ан-10

Оглавление

Как известно, сейчас в мире сохранился только один Ан-10, и находится он в Центральном музее ВВС в Монино.

Фото Кирилла Гнусарёва
Фото Кирилла Гнусарёва

Есть ещё разрезанный на куски самолёт в Краснодаре.

Автор: С.А.М.
Автор: С.А.М.

А также фрагмент фюзеляжа в аэропорту Мирного.

Фото Игоря Двурекова
Фото Игоря Двурекова

Однако, чуть больше десяти лет назад существовал ещё один Ан-10, находившийся в более-менее целом состоянии, поддававшемся восстановлению. Он стоял в детском лагере «Чкаловец» вблизи Бурмистрово Новосибирской области.

Фото Глеба Осокина
Фото Глеба Осокина

Этот самолёт был выпущен в Воронеже в 1959 году (зав.н. 9401003) и передан в Украинское управление ГВФ, где получил бортовой номер СССР-11156. Имел салон на 110 пассажиров.

Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

В 1962 году был передан в Кишинёвский отряд Молдавской авиагруппы. После снятия всех Ан-10 с пассажирских перевозок в 1972 году начал служить грузовиком Новосибирского авиазавода (НАПО) им. В.П. Чкалова.

Фотография из архива краснодарского аэропорта
Фотография из архива краснодарского аэропорта

В 1976 году был окончательно списан и установлен как памятник на базе отдыха того же завода.

Фото с сайта chkalovets.ru
Фото с сайта chkalovets.ru

Разумеется, «пионеры» и годы не пощадили самолёт.

Фото Глеба Осокина
Фото Глеба Осокина

Его разбили, разграбили и оторвали всё, что можно было унести. Чтобы дети не поранились, сотрудники лагеря, видимо, демонтировали все обломки разбитых стёкол. В таком виде самолёт встретил начало XXI века.

Фото Никиты Бойко
Фото Никиты Бойко

В 2000-е годы Национальный музей авиации Украины пытался вести переговоры о покупке фюзеляжа и перевозке в Киев, но ничего не получилось.

Фото: avro
Фото: avro

В 2007 году модератор форума aviaforum.ru под ником avro посетил лагерь и сделал ряд уникальных фото внутри и снаружи самолёта.

Фото: avro
Фото: avro

Гондола правой стойки шасси.

Фото: avro
Фото: avro

Хвостовое оперение.

Фото: avro
Фото: avro

Аэродинамический гребень.

Фото: avro
Фото: avro

Общий вид фюзеляжа в сторону хвоста.

Фото: avro
Фото: avro

Состояние пола.

Фото: avro
Фото: avro

Хвостовой гермошпангоут.

Фото: avro
Фото: avro

Хвостовой технический отсек за гермошпангоутом.

Фото: avro
Фото: avro

Вид в сторону кабины.

Фото: avro
Фото: avro

Проход в кабину. Как видно, там тоже полная пустота.

Фото: avro
Фото: avro

Самолёт вполне поддавался восстановлению. Даже двигатели были на месте.

Фото: avro
Фото: avro

К сожалению, прославленное авиационное предприятие не проявило желания и не нашло возможностей чтобы сохранить и восстановить исторический самолёт. В июле 2008 года «убогие останки» Ан-10 были проданы на металлолом. Выкупившая самолёт компания, занимающаяся реализацией лома, пыталась предлагать самолёт музеям, но успеха также не достигла, и выбора не оставалось...

Фото Романа Бабенко
Фото Романа Бабенко

А лагерь «Чкаловец» и поныне продолжает свою работу. Чтобы продемонстрировать связь с авиацией, сюда с территории предприятия перенесли макет самолёта И-16.

Фото с сайта chkalovets.ru
Фото с сайта chkalovets.ru

И установили истребитель Су-9. Оба этих типа когда-то производили в Новосибирске. Радует, что за этими памятниками стараются следить получше, чем за несчастным Ан-10.

Фото с сайта chkalovets.ru
Фото с сайта chkalovets.ru

Источники и дополнительная информация:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!