Как известно, сейчас в мире сохранился только один Ан-10, и находится он в Центральном музее ВВС в Монино.
Есть ещё разрезанный на куски самолёт в Краснодаре.
А также фрагмент фюзеляжа в аэропорту Мирного.
Однако, чуть больше десяти лет назад существовал ещё один Ан-10, находившийся в более-менее целом состоянии, поддававшемся восстановлению. Он стоял в детском лагере «Чкаловец» вблизи Бурмистрово Новосибирской области.
Этот самолёт был выпущен в Воронеже в 1959 году (зав.н. 9401003) и передан в Украинское управление ГВФ, где получил бортовой номер СССР-11156. Имел салон на 110 пассажиров.
В 1962 году был передан в Кишинёвский отряд Молдавской авиагруппы. После снятия всех Ан-10 с пассажирских перевозок в 1972 году начал служить грузовиком Новосибирского авиазавода (НАПО) им. В.П. Чкалова.
В 1976 году был окончательно списан и установлен как памятник на базе отдыха того же завода.
Разумеется, «пионеры» и годы не пощадили самолёт.
Его разбили, разграбили и оторвали всё, что можно было унести. Чтобы дети не поранились, сотрудники лагеря, видимо, демонтировали все обломки разбитых стёкол. В таком виде самолёт встретил начало XXI века.
В 2000-е годы Национальный музей авиации Украины пытался вести переговоры о покупке фюзеляжа и перевозке в Киев, но ничего не получилось.
В 2007 году модератор форума aviaforum.ru под ником avro посетил лагерь и сделал ряд уникальных фото внутри и снаружи самолёта.
Гондола правой стойки шасси.
Хвостовое оперение.
Аэродинамический гребень.
Общий вид фюзеляжа в сторону хвоста.
Состояние пола.
Хвостовой гермошпангоут.
Хвостовой технический отсек за гермошпангоутом.
Вид в сторону кабины.
Проход в кабину. Как видно, там тоже полная пустота.
Самолёт вполне поддавался восстановлению. Даже двигатели были на месте.
К сожалению, прославленное авиационное предприятие не проявило желания и не нашло возможностей чтобы сохранить и восстановить исторический самолёт. В июле 2008 года «убогие останки» Ан-10 были проданы на металлолом. Выкупившая самолёт компания, занимающаяся реализацией лома, пыталась предлагать самолёт музеям, но успеха также не достигла, и выбора не оставалось...
А лагерь «Чкаловец» и поныне продолжает свою работу. Чтобы продемонстрировать связь с авиацией, сюда с территории предприятия перенесли макет самолёта И-16.
И установили истребитель Су-9. Оба этих типа когда-то производили в Новосибирске. Радует, что за этими памятниками стараются следить получше, чем за несчастным Ан-10.
Источники и дополнительная информация: