Найти тему
Морская коллекция

Торпедные катера. На всех морях и океанах. «Воспер»

Оглавление

С момента появления торпедного оружия британцы были лидерами в проектировании и постройке быстроходных торпедных кораблей. Лидировали они также в создании и применении торпедных катеров (Motor Torpedo Boat) в первую мировую войну, хотя основные лавры получили итальянцы, записавшие на свой счет австро-венгерский дредноут. Англичане успешно дебютировали против немцев, затем приобрели более тяжелый, хотя и довольно успешный опыт против красного Балтийского флота в Кронштадте.

Интербеллум привел к определенной деградации Королевского флота. Кораблей строилось гораздо меньше, а про торпедные катера Адмиралтейство уже начало забывать. Выручила частная инициатива. Фирма «Воспер Лтд » решила разработать новый торпедный катер в инициативном порядке, не дожидаясь задания из Уайтхолла. Разработкой руководил лично управляющий директор Питер Ду Кейн. Шел 1936 год и приближение войны было очевидно.

Получился 33-тонный деревянный катер длиной 69,5 футов, который благодаря итальянской трехвальной бензиновой силовой установке в 3450 л.с. "летал" на скорости 70 км/ч, имел дальность до 450 миль и держал волну до 6 баллов. Экипаж в 12 человек располагал двумя однотрубными 533 мм торпедными аппаратами, пушками и пулеметами.

Испытания опытного образца, построенного в Портсмуте, начались в 1937 году и закончились в 1938 полным успехом.

-2

Опытный образец под обозначением МТВ-102 ( Motor Torpedo Boat 102) был приобретен флотом. На катере впервые в Королевском флоте появилась 20-мм автоматическая зенитная пушка «Эрликон».

Первый заказ на 4 катера улучшенного проекта ( усиленный корпус красного дерева, бронирование рубки 8 мм) был выдан уже в 1938 году.

Первые «72-футовые» катера были готовы еще перед войной. Из 12 катеров этого типа три были проданы Румынии, остальные вошли в состав британского флота.

Великобритания в январе 1940 года продала Румынии три катера «Воспер» из первой партии (МТВ-20,21,23), пытаясь поставками оружия удержать контроль над лимитрофами. Прибывшие в феврале 1940 года в Румынию катера получили названия Viforul, Vijelia и Viscolul. Вместо них «Воспер» построила для Королевского флота два катера (МТВ-29 и МТВ-30).

К началу войны флот Великобритании имел 54 торпедных катера (по другим данным 18), в том числе несколько «Восперов».

В то же время, после Дюнкерка и капитуляции Франции немецкие "шнельботы" активно использовались на побережье южной Англии. Эсминцев для борьбы с ними не хватало, да и на мелководье они не могли действовать. Катера типа «Воспер» могли им противостоять, но их было мало, а строительство прекратилось из-за прекращения поставок двигателей «Изотта-Фраскини» вступившей 10 июня 1940 года Италией.

Одно время в Адмиралтействе рассматривали даже выпуск паровых катеров. Но в 1941 году США поставили англичанам свои мощные бензиновые моторы и «Воспер» смогла возобновить серийный выпуск. В 1942 году англичане передали чертежи катеров типа «Воспер» американцам. Американцам опыт англичан был остро необходим для создания своего москитного флота, внимания которому до этого почти не уделялось. А англичан интересовали неограниченные промышленные мощности США.

Дальнейшим развитием стали «73-футовые» катера (фактически 72 фута 7 дюймов длины, то есть 22,12 м).

В ходе боевых действий выяснилась необходимость противостоять лучше вооруженным немецким катерам. «Воспер» изготовил более крупный образец MTB 379 на основе существующих 70-футовых катеров. Шестнадцать штук (MTB 380-395) были заказаны в 1943 году. В декабре был заключен второй контракт еще на пять (MTB 523-527) с более тяжелым пушечным вооружением. Со своими 73 футами длины (22 метра) они были меньше находящихся на вооружении 115-футовых Fairmile D, но вполне подходили для борьбы со "шнелльботами".

73-футовые катера несли четыре 18-дюймовых торпедных аппарата в качестве основного вооружения наряду с 20-мм пушкой "Эрликон" и двумя спаренными пулеметами "Виккерс К", по одному с каждой стороны) для защиты от вражеской авиации. Тип II вместо двух торпедных аппаратов получил 6-фунтовое скорострельное орудие QF ( "Эрликон" переставили на кормовую палубу). Это увеличило возможности катера в борьбе с немецкими коллегами.

Катера «Воспер» строились сериями. Всего до конца войны их в Англии было выпущено 117 единиц. Кроме того, в 1943-1945 годах четыре небольших американских верфи («Аннапо­лис Яхт Ярд», «Роб Джейкоб», «Файф Шипйард» и «Херешоф») построили еще 190 (по другим данным 185) катеров данного типа, 90-91 ( 8 из английского и 83 из советского заказа) из них получил флот СССР, 57 (по другим данным 64) флоты Великобритании и Голландии. В Королевском флоте все они обозначались индексом МТВ (Motor Torpedo Boat), во флоте США — PT (Patrol, Torpedo), в Советском Союзе этот тип катеров получил обозначение «А-1».

Всего с 1937-го по 1947 год было построено 317 катеров класса «Воспер» (132 катера – в Великобритании и 185 – в США). Катера данного класса стояли на вооружении военно-морских флотов Великобритании, СССР, Свободной Франции и Нидерландов, а также Румынии, Индии, Кубы и Италии.

Правда американские «восперы» до 40-узловой скорости не дотягивали.

В 1944-45 годах СССР получил по ленд-лизу от 83 до 121 (у Бережного-90) катера «Воспер» типа «А-1» американской постройки. Пятьдесят восемь торпедных катеров типа «А-1» приняло участие в боевых действиях Второй мировой войны в составе советского ВМФ. После войны они были возвращены США.

-3

Выделяют десять основных модификаций:

  • Шесть 70-футовых катеров водоизмещением 35,75 тонн (МТВ-20 – МТВ-23, 29, 30). Построены в Великобритании в 1939-1940 годах. Мощность силовой установки 3450 л. с. Погибло 4 катера этой модификации- два в Королевском флоте, два во флоте Королевства Румыния.
  • Двадцать 70-футовых катеров водоизмещением 39,75 тонн(МТВ-31 – МТВ-40 и МТВ-57 – МТВ-бб). Построены в 1940-1942 годах. Из построенных семь катеров погибло во время войны.
  • Семь 70-футовых катеров водоизмещением 32-35 тонн (МТВ-69, 70 и МТВ-218 – МТВ-222). Построены в 1940-1941 годах. Мощность силовой установки – 2300 л. с.
  • Двадцать шесть 72,5-футовых катеров водоизмещением 47 тонн (МТВ – 73 – МТВ-98). Построены в 1941-1942 годах. Мощность установки – 4050 л. с.
  • Двадцать четыре 72,5-футовых катера водоизмещением 47 тонн (МТВ-222 – МТВ-245). Построены в 1942 году. Пять погибло во время войны.
  • Шестьдесят четыре 72,5-футовых катера водоизмещением 37 тонн (MTB-275 – МТВ-306, MTB-363 – МТВ-378, МТВ-396 – МТВ-411). Построены в США в 1942-1944 годах. Восемь катеров были отправлены из Великобритании в Советский Союз. Четыре погибло на британской службе.
  • Сто двадцать один 72,5-футовый катер водоизмещением 37 тонн. Эти катера были построены в США для СССР в 1944-1945 годах (38 катеров так и не были переданы Советскому Союзу). Два катера были потеряны в СССР.
  • Шестнадцать 72,5-футовых катаров водоизмещением 44,75 тонн (МТВ-347 – МТВ-362). Были построены в Великобритании в 1943 году. Пять погибло.
  • Семнадцать 73-футовых катеров водоизмещением 44,5 тонн (МТВ-379 – МТВ-395). Построены в 1944 году. Мощность установки – 4200 л. с.
  • Пятнадцать 72,5-футовых катеров водоизмещением 48,75 тонн (МТВ-523 -МТВ-537). Построены в 1944-1947 годах. HMS MTB 530 потерян 28 марта 1952 года. MTB 534, MTB 535, MTB 536 не достроены.

MTB_379
MTB_379

-5
-6

-7
-8
-9

-10

-11

Тип I: 44,5 длинных тонны (45 тонн); Тип II: 48,75 длинных тонны водоизмещения (50 т)
Длина 22 м. Ширина 5,94 м. Осадка0,91 м.
Двигатель 3 × 1400 л.с. Бензиновые двигатели Packard. Скорость 40 узлов . Экипаж 13 человек. Броневая плита вокруг мостика
Вооружение
Тип I- 4 × 18-дюймовые (450 мм) торпедные аппараты, 1 × 20-мм орудие Эрликон, 4 × .303 пулемета "Виккерс К"
Тип II- 1 × 6-фунтовое орудие QF, 2 × 18-дюймовые торпедные аппараты, 1 × 20 мм орудие Эрликон, 4 × .303 пулемета Льюиса

Торпедные катера Vosper 73-футового типа- 29 штук

Водоизмещение 47/49 БРТ. Длина 73 фута.
Двигатели: Бензиновые двигатели, 3 вала, 4200 л. с. Максимальная скорость 39 узлов. Экипаж 13 человек.
Вооружение
(MTB 379/395)- 2 20-мм зенитных автомата (1x2), 4 .303" пулемета (2x2), 4 18" торпедных аппарата
(MTB 523/537)- 1 6 фнт пушка, 2 20 мм зенитных автомата (1x2)
4 .303 " пулемета (2x2), 2 18" торпедных аппарата

-12
ТК238
ТК238
Торпедный катер ТК-238 (тип «Воспер»): 1 — стойка штормового леера с киповой планкой, 2,16 — кнехты, 3,15 — патрубки вентиляционные, 4 — плот спасательный, 5 — люк в кубрик, 6 — огни ходовые, 7 — тифон, 8 — прицел торпедный КЛП, 9 — антенны, 10 — мачта, 11 —каркас тента 20-мм автомата, 12 — 20-мм автомат «Эрликон», 13 — бомба глубинная Б-1, 14 — тамбур в машинное отделение сходный, 17 — флагшток, 18 — держатели дымовых шашек откидные, 19 — глушители выхлопных труб, 20 — люк в ахтерпик, 21 — грибки вентиляционные, 22 — блок направляющий для торпеды, 23 — кранец 20-мм патронов, 24 — аппарат торпедный, 25 — баллон сжатого воздуха для торпедной стрельбы, 26 — установка турельная 12,7-мм пулеметов «Кольт-Браунинг», 27 — якорь Инглефильда.
Торпедный катер ТК-238 (тип «Воспер»): 1 — стойка штормового леера с киповой планкой, 2,16 — кнехты, 3,15 — патрубки вентиляционные, 4 — плот спасательный, 5 — люк в кубрик, 6 — огни ходовые, 7 — тифон, 8 — прицел торпедный КЛП, 9 — антенны, 10 — мачта, 11 —каркас тента 20-мм автомата, 12 — 20-мм автомат «Эрликон», 13 — бомба глубинная Б-1, 14 — тамбур в машинное отделение сходный, 17 — флагшток, 18 — держатели дымовых шашек откидные, 19 — глушители выхлопных труб, 20 — люк в ахтерпик, 21 — грибки вентиляционные, 22 — блок направляющий для торпеды, 23 — кранец 20-мм патронов, 24 — аппарат торпедный, 25 — баллон сжатого воздуха для торпедной стрельбы, 26 — установка турельная 12,7-мм пулеметов «Кольт-Браунинг», 27 — якорь Инглефильда.
Торпедный катер ТК-272. (Бортовые номера на корпусе появились в послевоенный период).
Торпедный катер ТК-272. (Бортовые номера на корпусе появились в послевоенный период).
Торпедный катер ТК-224 («Воспер» первой серии, строившийся по заказу Великобритании).
Торпедный катер ТК-224 («Воспер» первой серии, строившийся по заказу Великобритании).
ТК-254, оборудованный складной мачтой с радаром типа SO-13.
ТК-254, оборудованный складной мачтой с радаром типа SO-13.

Торпедный катер ТК-238 (тип «Воспер»). США, Fiff’s Shipyard, 1943 г.

Водоизмещение стандартное/полное, т — 34/43,5. Размерения, м: длина наибольшая — 22,1, ширина — 6,1, осадка форштевнем/наиболее выступающей частью — 0,85/1,55
Силовая установка (3600 л. с.) фирмы «Паккард». 3 вала. Максимальная скорость 39,3 узла. Дальность плавания на экономичном ходу (21,8 узла) – 450 миль. Вооружение - два 533-мм торпедных аппарата, 20-мм автомат и два спаренных пулемета калибра 12,7-мм.
Деревянные катера типа «Воспер» американского производства имели остроскулые обводы корпуса. Перекладка руля «Воспера» осуществлялась с помощью ручного привода. Слева от командирской рубки находилась штыревая антенна корабельной радиостанции.

.

Катера типа «Воспер», также как и многие современники, имели деревянную обшивку корпуса, остроскулые носовые обводы напоминали миноносные, заостренные V-образные обводы кормы были рассчитаны на высокую скорость.

На всех сериях катера имели трехвальную силовую установку с тремя двигателями, менялся только производитель и мощность, от 1100 до 1400 л.с. Наиболее массовое применение получили бензиновые моторы «Паккард», они работали на три трехлопастных гребных винта (диаметр среднего винта — 72,7 см, бортовых — 70,1 см). На стооктановом бензине мощность установки составляла от 3600 л.с. При этом катер достигал скорости в 39,2 узла, а дальность составляла 395 миль, на экономическом ходу (21,8 узла) 450 миль. Запас топлива для этого составлял 3,5 тонны при нормальной и 8 тонн при полной загрузке, цистерны для него размещались в корме.

Реальная мореходность катера была ниже расчетных 6-7 баллов и составляла около 4. Диаметр циркуляции на скорости 33 узла составлял 90 м, а время разворота на 180° 28 секунд.

Управление катером осуществлялось из командирской рубки, которую защищало противопульное бронирование 6 мм стальным листом. Бортовое оборудование- два магнитных компаса, один гиромагнитный; радиостанция TCL-5. На некоторых катерах (ТК-250,251,254, 264 и других) ставилась радиостанция типа SO-13 и система опознавания «свой — чужой». Заваливающаяся мачта с антенной радара устанавливалась справа от рубки. Катера первой серии (ТК-225,226, 228, 230) при модернизации получили локаторы типа SO-a; складная мачта для них находилась слева.

Питание электросети катера в 24 В шло от автономного генератора 2 кВт, позднее вместо него ставили универсальный бензинодинамонасос «Геркулес» мощностью 6,5 л.с.

Рули имели ручной привод, якорь один, системы Инглефильда весом 50 кг. Штатный экипаж катера 11 человек (офицер, 5 старшин, 5 матросов).

Вооружение состояло из двух неподвижных 533-мм торпедных аппаратов, установленных под углом 3,5° к диаметральной плоскости, одного 20-мм автомата «Эрликон», двух спаренных 12,7-мм пулеметов «Кольт-Браунинг» и четырех глубинных бомб Б-1. Боекомплект включал 600 20-мм и 4000 12,7-мм патронов.

Торпеды советские типа 53-38К , размещались сразу в торпедных аппаратах. Вместо них можно было взять две мины АМД-1000. «Восперы» первой серии, которая планировалась для Англии (ТК-220 — ТК-230), несли более слабое зенитное вооружение - одну турельную установку со спаренным 12,7-мм пулеметом.

У некоторых катеров торпедных труб устанавливалось четыре- но калибра 457 мм. Против подводных лодок катер мог использовать 4 глубинные бомбы.

-18

В первых поставках часть катеров шла с 6-фунтовой 57 мм скорострельной пушкой, но большее распространение получил вариант с 20 мм «Эрликоном» (чаще одиночным, реже спаренной установкой). Пулеметное вооружение- два 12,7 мм фирмы «Виккерс» или «Браунинг» или два 0,303-дюймовых (7,7-мм) пулемета «Виккерс К».

Советские катерники ценили «Воспер» за гибкость, возможность изменять вооружение в зависимости от цели похода.

-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

-26

-28
-30
-31
-35
-36
-37
-38
-39

Советский флот в конце войны, в 1944 - 1945 годах получил от союзников 202 американских торпедных катера типов «Воспер», «Хиггинс» и «Элко» («Воспер»-английский проект, строившийся в США по лицензии). В СССР катера получили обозначения соответственно- А-1, А-2 и А-3.

-40

Наиболее массовыми (90 единиц) были поставки «Восперов» (А1). Они приходили на транспортных судах, частично целиком, частично в разобранном виде. Затем их сборка проходила на заводе НКВД № 5 в Ленинграде.

«Восперы» применялись на всех четырех флотах. Но самым активным пользователем стал Северный флот. Здесь катера применялись для атак на немецкие конвои, патрулирования, сопровождения транспортов, высадки десантов. Девять североморских катерников были удостоены звания Героя Советского Союза, а капитан-лейтенант А.О.Шабалин — дважды Героя. На «восперах» они воевали тоже, например, командир дивизиона капитан 2-го ранга В.Н.Алексеев, командир ТК-242 старший лейтенант В.И.Быков и другие.

Советские торпедные катера за годы войны уничтожили или повредили около 250 вражеских судов общим водоизмещением свыше 260 000 тонн.

Из 90 советских «Восперов» во время войны погибли три. Два из них на Северном флоте- ТК-239 от артогня противника при атаке конвоя и ТК-224 на мине. ТК-565 на мине на Тихом океане. Остальные в 1954-1955 годах либо возвращены американцам, либо, в соответствии с договором, затоплены в открытом море.

Одним из ярких эпизодов в боях на Севере стала атака отрядом из восьми торпедных катеров ( в том числе шесть «Восперов», в том числе ТК-243, ТК-239 и ТК-238 ) капитана 2-го ранга В.Н.Алексеева крупного конвоя противника 15 июля 1944 года у порта Варде. Конвой из примерно 30 кораблей и судов был хорошо защищен. В охранении летчики насчитали три эсминца, нескольких сторожевых кораблей и десяток боевых катеров. Метеоусловия были сложными.

В районе развертывания у мыса Лангбунес нашим катерам попался норвежский рыболовный дрифтер-бот «Хугин». Две торпеды ТК-239 и ТК-241 прошли мимо и дрифтер подорвали установленным абордажной партией зарядом. Но в состав конвоя норвежец не входил.

К полудню авиаразведка обнаружила конвой у входа в Бек-фиорд и в 12-34 катера были на месте, в 35-40 кабельтовых от немецких кораблей. Немцы были наготове и сами атаковали сторожевыми катерами. Флагманский ТК-243 поставил дымзавесу и под ее прикрытием наши катера выпустили торпеды. Все было в дыму и взрывах, но в сухом остатке лишь ТК-12 потопил норвежский мотобот «Сторегга» (116т брутто).

В суматохе и под прикрытием завесы ТК-239 попытался прорваться к основному конвою, но был в упор расстрелян сторожевиком UJ‑1211. Раненый командир лейтенант В. Д. Юрченко и оставшиеся в живых члены экипажа были подняты из воды и взяты в плен. Посадили их в концлагерь в Тромсе. Юрченко удалось потом бежать из лагеря в Швецию, а оттуда в СССР.

К сожалению, отчет о бое составлялся "со слов", поэтому в официальных исследованиях 60-70-х годов было :«И на этот раз катерники вернулись домой с крупной победой, потопив четыре транспорта, один дрифтер-бот, два эскадренных миноносца и два сторожевых корабля».

Увы, этого осетра тоже пришлось урезать. Сейчас считается, что катера 14 выпущенными торпедами повредили 9 кораблей (4 транспорта, 2 миноносца, 2 сторожевика и 1 мотобот, который затонул).

Еще одна успешная атака североморских торпедных катеров (10 «Хиггинсов» и четыре «Воспера») состоялась ночью с 18 на 19 августа 1944 года. Как всегда, авиаразведка обнаружила конвой из трех транспортов по 6000 тонн каждый, двух миноносцев, тральщика и 12 сторожевых кораблей под прикрытием двух "фоккеров" Конвой направлялся по направлению к мысу Кибергнес .

На перехват отправили 14 катеров, разделив их на группу разведки (2 катера), группу минирования (три) и 9 ударных катеров, из которых пять должны были провести торпедную атаку.

Конвой обнаружили на стоянке, только сторожевики патрулировали периметр.В 02-04 19 августа командир бригады передал приказ об атаке. План атаки заключался в установке дымовой завесы перед конвоем и атакам под ее прикрытием. За 43 минуты боя успели провести атаки даже подоспевшие катера разведчики и минзаги. К 4-00 катера вернулись на базу. Потерян был ТК-203 старшего лейтенанта А.А. Карташова. Он получил повреждения, но найти его и снять экипаж не удалось.

По докладам потери противника оценили: потоплено два транспорта, три миноносца, три тральщика, пять сторожевых кораблей, сторожевой катер, а также повреждены транспорт и сторожевой корабль.

По немецким данным конвой LF 128 KI в составе четырех транспортов с грузом угля и цемента, двух танкеров с бензином и мазутом в сопровождении 18 кораблей эскорта (канонерская лодка, тральщики, сторожевики, раумбот, корабли ПЛО) вышел из Ло-фьорда в Киркенес 18 августа. В 23-52 конвой потерял сторожевик V 6112 (его торпедировала М-201).В ходе атаки торпедных катеров были торпедированы и затонули сторожевик V 6102 и немецкий транспорт «Кольмар» (Colmar, 3992 брт, бывший советский «Волголес», захваченный в Штеттине в 1941 году).

Немцы зато насчитали три уничтоженных советских катера, а еще два – как вероятно потопленные. В плен попали девять членов экипажа катера старшего лейтенанта Карташова.

Кроме того, как минимум, на счету заполярных «восперов» транспорты «Нерисса»(922 т брутто, уничтожен 28 июня 1944 года катерами ТК-237 и ТК-239) и «Лумме» (1730 т брутто, торпедирован 12 октября 1944 года ТК-238), а также два дрифтер-бота и, возможно, один-два вспомогательных сторожевых корабля.

Героизм советских моряков, при этом, безусловно бесспорен. В тяжелейших условиях заполярных широт, на огромных просторах северных морей и скудном выборе целей, каждая звездочка на рубке стоила многого. Советские моряки прекрасно освоили американские "иномарки" и отлично на них воевали.

-41
Боцман торпедного катера ТКА №243 старший краснофлотец Сергей Огурцов(18 лет), рисует отметку о первой победе на рубке своего «Воспера».
Боцман торпедного катера ТКА №243 старший краснофлотец Сергей Огурцов(18 лет), рисует отметку о первой победе на рубке своего «Воспера».
В Констанце 1944
В Констанце 1944

-44
-45
А-1 «Воспер» Черноморского флота.
А-1 «Воспер» Черноморского флота.
Советский_торпедный_катер_«Воспер»_в_освобожденной_Одессе._1944_г.
Советский_торпедный_катер_«Воспер»_в_освобожденной_Одессе._1944_г.

Британские торпедные катера тоже активно использовались в борьбе за прибрежные акватории. На их счету 780 боевых эпизодов. Они атаковали торпедами немецкие конвои, гоняли подводные лодки глубинными бомбами, обстреливали побережье, конвоировали транспорты, ставили мины, высаживали десантников и вступали в перестрелки с немецкими катерами. Катера выпустили 1326-торпед, из которых 318 (24%) попали в цель. Ими потоплено до 500 судов.

Англичане потеряли за войну 123 своих катера.

Последняя модификация «Восперов», тип II, на войну не успел. Но все равно ни один из 29 катеров этого типа до наших дней не сохранился.

В Имперском военном музее Даксфорда выставлена более ранняя модель "60-футового" катера.

Построенный в 1940 году 60-футовый «Воспер» MTB-71 пережил войну и теперь экспонируется в Имперском военном музее в Даксфорде
Построенный в 1940 году 60-футовый «Воспер» MTB-71 пережил войну и теперь экспонируется в Имперском военном музее в Даксфорде

MTB382 без двигателей был продан в 1947 году и переоборудован в плавучий дом, пришвартованный на канале Челмер и Блэкуотер в бассейне Хейбридж, Эссекс. Он был переименован в «MY Vixen» и использовался до конца 1953 года. Бывший катер пережил грандиозный шторм 1953 года пустым, продать его потом тоже не удалось и после 1954 года он был разобран на металл на илистых отмелях реки Блэкуотер.

Английский торпедный катер Vosper MTB
Английский торпедный катер Vosper MTB
70-футовый катер фирмы «Воспер» MTB-30 проходит вблизи другого катера
70-футовый катер фирмы «Воспер» MTB-30 проходит вблизи другого катера
70-футовый катер фирмы Воспер
70-футовый катер фирмы Воспер
Британский торпедный катер MTB 34 на базе сил береговой обороны
Британский торпедный катер MTB 34 на базе сил береговой обороны
-53
VOSPER MTB 77
VOSPER MTB 77
VOSPER MTB 77
VOSPER MTB 77
Vosper_MTB_523
Vosper_MTB_523
Британские торпедные катера MTB-224 и MTB-244 21-й флотилии
Британские торпедные катера MTB-224 и MTB-244 21-й флотилии
Британские торпедные катера типа «Воспер» в порту в Филикстоу
Британские торпедные катера типа «Воспер» в порту в Филикстоу
Британский торпедный катер MTB-204
Британский торпедный катер MTB-204
Британский торпедный катер MTB-349
Британский торпедный катер MTB-349
Британский торпедный катер MTB-355
Британский торпедный катер MTB-355
Загрузка торпеды в аппарат катера MTB-70
Загрузка торпеды в аппарат катера MTB-70
Торпедный катер MTB-356, погибший в ночь на 16 октября 1943 года
Торпедный катер MTB-356, погибший в ночь на 16 октября 1943 года

Американский флот в 1945 году получил 38 торпедных катеров "72 футовых" «Восперов», которые были заказаны для СССР, но в связи с окончанием войны переданы не были.В американском флоте они получили обозначения от PT -693 до PT 730. Часть фото ниже-с испытаний перед передачей Советскому Союзу.

-64

PT-p58_Vosper_
PT-p58_Vosper_
-66
-67
PT 434-437
PT 434-437
PT-434, an American built British Vosper design 70-foot
PT-434, an American built British Vosper design 70-foot
-70

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам