Найти тему
56-я Параллель

Индийский пилот рассказал, что с должным уровнем подготовки МиГ-21БИС с F-16 способен повернуть ситуацию в свою сторону

В одном из интервью для канала The Fighter Pilot Podcast воздушный командир эскадрильи индийских ВВС в отставке Сурен Тьяги с позывным «Вандал» рассказывал о МиГ-21.

МиГ-21 БИС Источник фото: Twitter
МиГ-21 БИС Источник фото: Twitter

Он рассказывал, что за 34 года его карьеры ему посчастливилось летать на многих самолетах ВВС Индии, до самого окончания своей службы в ВВС. Однако самым запоминающимся самолетом всегда будет МиГ-21

Ему приходилось летать на британском реактивном истребителе De Havilland DH.100 Vampire, Hawker Hunter, SEPECAT Jaguar, Мираж 2000 и МиГ-21, который долгое время был основным самолетом индийских ВВС. Также он освоил учебно-тренировочный самолет «Нат» Т.Мк-1, построенный в Индии и HAL Tejas, А также Су-24 и МиГ-29.

В его летной карьере налет на МиГ-21 составил 4900 часов и более 6000 часов на разных типах самолетов. То есть большую часть своей карьеры он провел в кабине именно МиГ-21.

«Первые истребители МиГ-21 мы получили в 63-ем году. Изначально первая партия МиГ-21 для индийских ВВС была создана, как высотный перехватчик. По сравнению с другими самолетами, на которых мне ранее приходилось летать, у него было очень хорошее ускорение», — рассказывает Сурен.

Поначалу нам все было запрещено на нем делать, кроме как сесть в него, дать полную тягу и понестись прямо. Затем забраться на нем на 22 км на скорости 2,1-2,2 маха. В тот момент я был счастлив это сделать на МиГ-21.

Тогда я был молод и когда услышал, что советский летчик на МиГ-21 в 60-ом установил рекорд, поднявшись на 34 км, я сказал себе – давай попробуем. Конечно, наши самолеты отличались, но я попробовал и пересек планку в 24 км.

Однако на этой высоте у меня произошла остановка двигателя на скорости в 2,4 маха, но он не замедлялся. Сопротивления не было вообще. Я дал ручку от себя, хотел опустить нос, но сделать этого не смог.

На высоте около 27 км нос самолета стал постепенно опускаться. Я надеялся, что в итоге мне все-таки удастся запустить двигатель снова.

Дойдя до высоты в 10 км по чистой глиссаде, я только там смог запустить двигатель. К счастью, в те дни у нас не было системы записывающей профиль полета, и об этом моем сумасшедшем поступке никто не узнал» - со смехом вспоминал Сурен.

МиГ-21
МиГ-21

«К 67-ому году конфигурацию МиГ-21 для индийских ВВС немного поменяли, и они уже были способны работать по земле. У него не было встроенной пушки, но он мог нести дополнительный топливный подфюзеляжный бак или подвесной пушечный контейнер.

Позже встроенная двуствольная пушка 23 мм все-таки появилась на наших МиГ-21МФ и МиГ-21МС, которые позже и начали производить в Индии по лицензии. И хочу отметить, что эта машина была универсальная, стабильная, очень маневренная и хороша, как для воздушного боя, так и в работе по земле», — поделился индийский пилот.

Сурен был поражен тому, что МиГ-21 имела рекордный боевой радиус. Он мог пролететь еще 280 км после того, как покрывал разрешенную дальность. «Это был лучший самолет, особенно когда была необходимость нарушать инструкцию» - с улыбкой отметил Сурен.

Он также неоднократно с гордостью говорил о том, что только МиГ-21 выигрывал 6 из 8-ми воздушных боев против Ягуаров и Миражей:

«Вы можете себе это представить. По моему личному убеждению в ситуациях, в которых пилот несет ответственность, где ему не помогают различные системы, боевая эффективность ограничивается его способностями. Однако в общем он делал свое дело, причем даже очень хорошо.

Большим плюсом было то, что самолет имел дельтовидное крыло с размахом 7,15 метра, в совокупности с малой радиолокационной сигнатурой, что напрямую влияло на его малую заметность для радаров противника. Его замечали, когда уже было очень поздно.

На сегодняшний день этот самолет до сих пор находится на боевом дежурстве, и он еще все очень востребован. Конечно, он уже имеет больше систем, радиоэлектронного оборудования и дисплеев. Я могу вам с большой уверенностью сказать что F-16, который был создан в 70-е, проектировался, как ответ МиГ-21БИС.

-3

Летные характеристики МиГ-21БИС, которые он имел на чрезвычайном форсажном режиме, превосходили американца. На высоте 12 км, он делал вираж в 360 градусов за 12,5 секунд, тогда как F-16 делает вираж чуть более чем за 14.

Конечно, ты не можешь на нем держать такой вираж постоянно, но с должным уровнем подготовки МиГ-21БИС против F-16 способен повернуть ситуацию в свою сторону.

Сегодня у него есть все, включая нашлемную систему прицеливания и индикатором на лобовом остеклении, чтобы дать хороший бой кому угодно. Его БРЛС с радаром «Байсон», разработанным именно под наши требования, может сопровождать до 8 целей одновременно.

Однако из-за ограниченного количества ракет «воздух-воздух» МиГ-21 не может сражаться более чем с 2-мя современными противниками одновременно.

В упражнениях, которые мы проводили с американскими, французскими и английскими пилотами на учениях в Индии, потенциал МиГ-21 был оценен ими по достоинству. В основном Миги отмечали из-за того что соперники его замечали слишком поздно. Так же стоит учитывать общую небольшую стоимость этой машины».

В конце Сурен подчеркнул: «ВВС Индии все еще имеет много эскадрилий оснащенных МиГ-21 последних версий. Так что МиГ-21 с новым радаром, нашлемной системой целеуказания и системой автопилота с улучшенной стабилизацией, не допускающего помпажа при отстреле ракет, все еще является отличным и эффективным самолет второго эшелона».

-4

ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ