В советский период производство внедорожников, что ГАЗ-69, что УАЗ-469 было ориентировано исключительно на армию. Но был в истории автопрома СССР период, когда пытались сделать рамный внедорожник, не только для Министерства обороны, но и для обычных граждан. В первую очередь для жителей сельской местности.
Максимально простой, практичный и дешевый полноприводный автомобиль разрабатывали инженеры завода МЗМА/АЗЛК, еще задолго до появления НИВЫ. Вы не поверите, но предсерийный автомобиль сохранился до наших дней. И я его нашел, изучил довольно подробно и спешу поделится со своими подписчиками.
Но сначала немного предыстории. Первые попытки сделать компактный рамный внедорожник на Московском Заводе Малолитражных Автомобилей начались в 1957 году. А уже к 1960-му году к производству была полностью готова модель Москвич-415 с мягким верхом и Москвич-416 с металлической крышей.
Под капотом стоял силовой агрегат от Москвич-407, а в качестве ходовой части использовали детали от полноприводнго седана Москвич-410. Но специально для этого автомобиля разработали 3-ступенчатую коробку передач сблокированную с раздаткой в едином корпусе. На внедорожник установили задний мост с полуосями разгруженного типа и коническими роликовыми подшипниками колес. Но в серию внедорожник Москвич-415 так и не пошел.
Работы над созданием народного внедорожника для села возобновились с новой силой к началу 70-ых годов. Тем более в распоряжении заводских инженеров появился более мощный 1.5 литровый мотор от 412-ого Москвича мощностью 75 л.с.
Как и во время предыдущей попытки разрабатывали сразу две версии внедорожника. С мягким верхом (и мощной дугой безопасности) машина получила название АЗЛК-2148. А версия с металлической крышей получила наименование АЗЛК-2150. При сохранении габаритов существенно переработали дизайн. Машина по прежнему имела утилитарный внешний вид, но для начала 70-ых, это был неплохой вариант.
Вместо устаревшей 3-ех ступенчатой коробки передач появилась более современная 4-ех ступенчатая. Спереди и сзади полностью зависимая подвеска на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах. Так или иначе к 1973 году машины прошли все испытания и были готовы к производству.
Свободных мощностей на московском заводе АЗЛК не было. Тогда было решено построить отдельное производство народных внедорожников в Кинешме. Но на реализацию проекта требовались довольно существенные затраты и проект остановили, до решения вышестоящего начальства.
По некоторым сведениям, крест на рамном внедорожнике АЗЛК поставило руководство страны, которому одновременно показали разработку московского автозавода и прототип НИВА. И вопрос решился в пользу безрамной разработки АвтоВАЗа. Больше АЗЛК к этой модели не возвращался.
Вы спросите как, этот красавец дожил до наших дней? История конечно печальная, модель чудом удалось сохранить в Музее АЗЛК. При том, этот автомобиль был не единственный, были и еще образцы. Но в лихие 90-ые, при банкротстве московского автозавода, экспонаты начали растаскивать.
Ходят слухи, что все предсерийные внедорожники Москвич уже утрачены безвозвратно. Но кое что осело в частной закрытой коллекции. Точной информации нет. Побеседовал с сотрудником Музея Транспорта Москвы, он рассказал, что среди "живых" машин есть еще один образец желто-песочного цвета в неплохом состоянии.
Сегодня перед нами вот такой оранжевый автомобиль с цельнометаллическим кузовом. Кузов 3-ех дверный. При этом, задняя дверь довольно широкая. Если заглянуть в салон, то можно рассмотреть, что задний диван здесь не предусмотрен, как таковой.
Изначальная задумка, это два отдельных диванчика по краям для пассажиров. Такую конструкцию задней части салона продумали для максимальной практичности, чтобы можно было перевозить не только пассажиров, но и легко укладывать мешки с картошкой. Ведь внедорожник разрабатывали именно для села.
Еще одна интересная особенность, это запасное колесо расположенное на заднем крыле.
Долго рассматривал боковые стекла. Они не опускаются, но конструкция у них сдвижная. Они не просто сдвигаются туда сюда, по направляющей с отверстиями, но еще и фиксируются в нужном положении специальной защелкой.
А теперь заглянем под заднюю часть, рассмотрим задний мост, здесь даже стабилизатор поперечной устойчивости стоит.
Теперь поглядим на передний мост и устройство рулевых тяг и подвески.
Чтобы вы не сомневались, что кузов здесь рамный а не несущий, посмотрим на внедорожник под центральной частью днища.
Кстати, вон там виднеется коробка с раздаткой. К сожалению рассмотреть её ближе не получится. С той стороны стена, а подлезть туда с камерой непросто. Хотя заявленный дорожный просвет немаленький, целых 22 сантиметра.
Ну как вам внедорожник? Пишите свое мнение в комментариях.
Сделал небольшой видео обзор автомобиля. Смотрим здесь.
Сейчас внедорожник стоит на выставке Музея Транспорта Москвы "Мечта Москвича", которая недавно открылась на ВДНХ в 26 павильоне (Транспорт СССР) рядом с ракетой Восток. Всем рекомендую посетить, ведь там представлены уникальные автомобили МЗМА/АЗЛК, концепты, силовые агрегаты и реальные заводские документы. Получите эстетическое удовольствие, от соприкосновения с автоисторией.
Подробнее про выставку можно узнать здесь -https://www.mtmuseum.com/mechtamoskvicha