Найти тему
Андрей Мятиев

Дамский немецкий репарационный Diamant 1950 года из коллекции Веломузея - мечта девчонок в послевоенном СССР.

Немецкий дорожный дамский велосипед Diamant Modell 83, 1950 года выпуска из коллекции Веломузея – замечательная надежная веломашина! Этот велосипед, несмотря на свою простоту и частую встречаемость, имеет большое значение для истории СССР - не больше и не меньше! И вот почему: до 1945 года велосипед в СССР был роскошью, доступной немногим, но после Победы в нашу страну хлынул поток трофейных велосипедов, привезенных солдатами и офицерами, а в магазинах появились сверкающие хромом и нарядной окраской велосипеды, поступавшие по репарации. Стоили они относительно недорого и были вполне доступны. В СССР из Советской оккупационной зоны Германии массово поставлялось несколько мужских и дамских моделей велосипедов трех марок: Diamant, Mifa и Simson. Все эти предприятия входили в Советское Акционерное Общество "Авто-Вело", созданное на территории Германии и управляемое номинально местными социалистическими властями, а реально - из Москвы. Большая часть продукции этих и других заводов поступала в СССР по репарации, некоторое количество распределялось в Германии, но опять же среди советского контингента.

О репарационных велосипедах в СССР читайте здесь:

Этими велосипедами часто награждались военнослужащие оккупационных войск и советских учреждений - за отличную службу и образцовый труд. Этот дамский велосипед, из коллекции Веломузея, был куплен в московском универмаге ЦУМ в 1950 году, эксплуатировался недолго и хранился всегда в квартире – подвешенным на стену в коридоре. Этот экземпляр сохранил аксессуары – сеточку на заднем крыле для защиты платья от попадания в спицы колеса, звонок, а также фару с генератором и задним фонарем.

Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Немецкие веломашины особенно памятны тем, чье детство пришлось на послевоенные годы - стремительные Diamant’ы тогда были во многих семьях и почти в каждом столичном дворе, так что хоть раз прокатиться на них удавалось всем.

Обзор мужской модели Diamant из коллекции Веломузея:

Расскажу об истории компании Diamant, кстати, в настоящее время считающейся самой старой из существующих велосипедных марок Германии. В 1884 году слесарь Фридрих Нефогт, родом из Кракова в Мекленбурге, приехал в Хемниц и открыл магазин, торговавший аксессуарами для вязальных машин. В 1885 году Фридрих совместно с братом Вильгельмом основал компанию «Gebrüder Nevoigt Reichenbrand/Chemnitz». Именно 1885-й считается годом основания компании Diamant. Тогда же было организовано производство высококачественных игл и аксессуаров для швейных машин. В конце того же года было изготовлено несколько велосипедов. Постепенно, по мере роста спроса на веломашины, братья уделяли все большее внимание этому продукту и в 1895 году начали их серийное производство под маркой Diamant. В 1906 году компания преобразована в акционерное общество, и стала называться Gebrüder Nevoigt AG, Reichenbrand-Chemnitz. К этому времени компания стала одним из крупнейших машиностроительных предприятий, производивших большой ассортимент различной продукции. В связи с ростом производства велосипедов советом акционеров в 1912 году было принято решение о повторной реорганизации компании, отныне называвшейся "Diamant Werke Gebrüder Nevoigt AG". В годы Мировой войны велопроизводство оставалось стабильным, а другие виды продукции ограничили в пользу военных заказов. В 1916 году на заводе работало около 1000 сотрудников. В 1920 году произошло слияние с автомобильным заводом "Elite AG" из Бранд-Эрбисдорфа и объединенная компания стала называться "Elite Diamant AG".

Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В том же году фирма начала спонсировать велогонки и достигла успеха – гонщики на велосипедах Diamant стали одними из наиболее успешных в Германии. Во время мирового финансового кризиса положение компании серьезно пошатнулось и в 1928 году контрольный пакет акций купил Adam Opel AG (который, в свою очередь, уже принадлежал американской General Motors). В 1930-м компания восстановила независимость и стала называться "Elite Diamant AG Siegmar/Sachsen". В 1931 году Diamant запатентовала двухроликовую цепь, которая по сей день используется на большинстве велосипедов в мире. Внедрение тонкостенных труб из легированной стали и передовых технологий позволило компании представить на рынок «Модель 67», ставшую самым успешным гоночным велосипедом Германии. Эрнст Ихбе (Лейпциг) и Карли Лоренц (Хемниц) выиграли золото на Олимпийских играх 1936 года; также на этих велосипедах были выиграны национальный чемпионат Германии и чемпионат мира в Цюрихе. В 1937 году компания выпустила миллионный велосипед с маркой Diamant.

Посмотрите обзор редкого гоночного велосипеда Diamant Mod. 67 с интересной историей:

Во время Второй Мировой войны производство было полностью занято военными заказами, в том числе выпускались и армейские велосипеды. В ходе боевых действий завод сильно пострадал от бомбардировок. После окончания войны заводы, оказавшиеся в Советской оккупационной зоне, контролировались Советской Военной Администрацией. Завод был восстановлен и, несмотря на то, что часть оборудования была вывезена в СССР, продолжил производство.

О работе конструкторов завода Diamant по заказу Советской Военной Администрации:

В 1948 году, наряду с другими машиностроительными предприятиями Советской оккупационной зоны, завод вошел в Советское Акционерное Общество "Авто-Вело", созданное на территории Германии и управляемое Советом Министров СССР. Большая часть продукции заводов Авто-Вело поступала в СССР в счет репараций. 2 мая 1952 предприятие перешло под контроль правительства Германской Демократической Республики и получило название «VEB Fahrradwerke Elite Diamant». Во времена ГДР все сильнейшие гонщики Восточной Германии ездили на велосипедах Diamant. Знаменитый Густав Адольф Шур на Diamant 167 стал чемпионом мира среди любителей по шоссейным гонкам в 1958 и 1959 годах. В 1960 году этот титул перешел к Бернхарду Экштайну, также ездившему на 167-й модели. В 1950-х годах выпускалось до 300 000 велосипедов в год. Успешно внедрялись новые технологии и детали из легких сплавов. После упразднения ГДР, предприятие было приватизировано и довольно успешно продолжило работу, однако не удалось избежать потери независимости - в 1992 году, контрольный пакет акций приобрела швейцарская группа Villiger-Gruppe, а в 2003-м обе фирмы были выкуплены фирмой из Винсконсина Trek Bicycle Corporation.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский немецкий Diamant 1950 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Авто
5,66 млн интересуются