Найти тему
script bro | сценаристы

Секрет выхода на новый уровень в написании сценариев

Я уверен, что каждый задаёт себе вопрос: "Как мне попасть в индустрию?", хотя бы раз в неделю. Что за чёртов секретный соус нужно использовать?? Если кто-нибудь просто скажет МНЕ, чего мне не хватает, я начну это делать! Обещаю!

Поскольку каждый автор индивидуален, я не могу дать вам универсального ответа на этот вопрос. Но прочитав 250 сценариев и посмотрев, как 225 из них сдуваются, я могу сказать вам о самой большой разнице между авторами, которые попадают в индустрию, и сценаристами, которые этого не делают. Здесь, друзья мои, и таится секрет следующего уровня. Вы готовы?

Состояние человека

(человеческая ситуация // the human condition)

Вот и всё. Вот в чём секрет. Пока вы не начнёте заботиться о состоянии человека, о людях, о том, что происходит в голове человека, о том, как люди влияют друг на друга на психологическом и эмоциональном уровне, ваше творчество никогда не будет соответствовать голливудским стандартам.

Вот почему так много сценариев хороши в первые 25 страниц, а затем они падают со скалы размером с Йеллоустон. Дело не только в том, что после 25 страниц ваш сценарий переходит к ужасному второму акту. Дело в том, что в первом акте вам не нужно сильно вникать в своих персонажей. Вы решаете их проблемы, определяете их ситуацию и готовите нас к их путешествию. Но большая часть нужного материала скрывается глубоко под землёй.

Как только вы перейдёте ко второму акту, вам нужно изучить своих персонажей на гораздо более глубоком уровне, и если вы а) не знаете, как это сделать, или б) не заинтересованы в этом, ваши сценарии не будут эмоционально откликаться у людей. Потому что сценарии, которые находят отклик у людей, - это те, которые поражают читателей на эмоциональном уровне. Они каким-то образом трогают читателя. Это единственный способ написать что-то запоминающееся.

А какие хорошие новости? Сделать это на самом деле проще, чем вы думаете. Как авторы, мы пишем из позиции всемогущества. Мы видим и знаем всё. Если вы хотите написать эмоционально цепляющего персонажа, вы должны отойти от этой точки зрения и поместить себя в голову персонажа. Затем спросить себя: “Что происходит у меня в голове, когда я пытаюсь справиться с этой ситуацией?” Как только вы обнаружите доминирующий страх/конфликт/одержимость в голове этого персонажа, вы поймёте его и сделаете это лейтмотивом путешествия вашего персонажа.

Давайте возьмём "Марсианина". После того как вы составили свой аутлайн или даже написали первый драфт сценария, чтобы ваш сюжет был достоверным, поместите себя в голову Мэтта Деймона и спросите, о чём он думает в данный момент. О чём думает человек, застрявший на планете, которого невозможно спасти? Он думает о своей уязвимости. Он одинок. Он боится. Он задаётся вопросом, сможет ли он выжить. У нас есть несколько направлений, по которым мы можем пойти.

В конечном счете, фильм решает сосредоточиться на аспекте выживания. Как кто-то преодолевает верную смерть? Они сражаются до победного конца. Они пытаются выжить до тех пор, пока им больше нечего будет изменить. И когда мы смотрим "Марсианина", у которого замечательный сюжет, та часть истории, к которой мы больше всего подключаемся, на самом деле является борьбой главного героя за выживание. Это человеческий фактор. Этот фильм не будет откликаться таким же образом, если Мэтт Деймон не будет переживать. Если он не борется за то, чтобы остаться в живых в каждом кадре.

Давайте возьмём ещё один фильм – "Дэдпул". Я выбираю этот вариант специально, потому что это громкий студийный релиз, который, как вы полагаете, может меньше заботиться о чувствах и эмоциях. О, но тут всё совсем иначе, мой друг. Мы собираемся подойти к нему таким же образом. Уэйда (Дэдпул) пытали, его лицо обгорело до неузнаваемости. Поместите себя в голову этого персонажа. Чего вы больше всего боитесь? То, как люди будут смотреть на вас. О том, что вас всегда считают уродом. О том, что вы никогда больше не будете любимы.

Ааааа, последнее сильно бьёт, не так ли? Когда вы находите что-то, что поражает особенно сильно, это признак того, что вы должны построить своего персонажа вокруг этой эмоции. Неудивительно, что эмоциональная сквозная линия Дэдпула построена вокруг страха Уэйда, что любовь всей его жизни никогда больше не полюбит его. Поэтому он избегает её, чтобы пощадить и её, и себя. Этот внутренний конфликт сводит его с ума. И именно поэтому фильм заработал 350 миллионов долларов, когда студия думала, что он заработает 80. Потому что это проникло под кожу зрителей и заставило их что-то почувствовать.

Где сценаристы ошибаются в этом поиске? Где идут неверным путём? Хорошее место для поиска - это Зак Снайдер. Зак похож на многих молодых авторов в том, что он думает, что можно вызвать эмоции с помощью мелодраматических образов.

Например, вставить неспешную сцену, в которой мужчина посещает могилу своих родителей. На первый взгляд кажется, что это должно сработать. У нас есть умершие близкие, это касается каждого. Мы видим, насколько печален этот персонаж, которому мы можем сопереживать. Теоретически это должно вызывать у нас печаль, верно?

Однако причина, по которой этого не происходит, заключается в том, что это трюк, рассчитанное уравнение, введенное специально для того, чтобы вызвать эмоции у аудитории. Зрители слишком хорошо подкованы. Они знают, когда вы ими манипулируете. Вам нужно исследовать персонажей на протяжении всего вашего фильма, понимать что происходит внутри них. Проблемы должны быть встроены в персонажа, а не в 2-минутный эпизод.

Итак, ещё раз, научитесь помещать себя в голову своего персонажа. Выясните, о чём они думают, чего они боятся. Когда вы определите, что ими движет, что их беспокоит, то сделайте это темой персонажа, пройдя весь путь от начала до конца фильма. Это не значит, что каждая отдельная сцена будет иметь дело с этой проблемой. Но проблема должна проникать в каждую пору тела персонажа, независимо от того, имеют ли они с ней дело или нет.

Например, Дэдпул, возможно, и не бродит по городу в каждой сцене, оплакивая потерю своей девушки, но его преувеличенное чувство юмора, когда он борется с плохими парнями, явно является защитным механизмом, чтобы скрыть боль, которую он испытывает. Так что, хотя технически проблема и не показана, но внутренне она всё ещё поражает персонажа.

А теперь возвращайтесь к своему сценарию и усиливайте персонажей!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.