Найти тему
NEWDIFFER

ЗИЛ: «Звезда» советских гонок

История разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С заслуживает отдельного внимания любителей гонок. Сверхобтекаемый кузов и мотоциклетный мотор — не все, чем может удивить «Звезда». Почему именно эта машина стала последней выпущенной заводом ЗИЛ?

Как все начиналось

До начала войны четыре энтузиаста-конструктора работали на заводе ЗИС. Однажды им пришло в голову сконструировать спортивное авто с высокой мощностью, которое могло бы привлечь зрителей своим смелым дизайном. Техническим составляющим уделили должное внимание, однако вначале конструкторы просто хотели создать красивую машину, отвечающую европейским стандартам.

Конструкторам Пульманову, Пухалину и Кременецкому совместно с художником Валентином Ростковым пришлось использовать раму, принадлежащую правительственному лимузину ЗИС-101. Именно по этой причине новый ЗИЛ получился внушительной длины, однако технические характеристики машины не пострадали.

-2

Благодаря внушительной доработке двигатель гоночного авто был способен выдать 141 лошадиную силу, что позволяло машине разгоняться до 150 км/ч. На тренировочных заездах в 1940 году автомобиль разгонялся до 162,46 км/ч, чем демонстрировал отличные гоночные характеристики.

-3

Далее началась война, которая поставила под вопрос дальнейшую разработку гоночного ЗИЛа. Стоит отметить, что разработка машины началась не просто так. Несмотря на подготовку автомобиля к гонкам, как советским, так и международным, конструкторам было важнее проверить узлы агрегата. Было важно, выдерживают ли правительственные лимузины большие нагрузки и как поведут себя при огромных перегрузках. Поведение автомобиля при движении на высокой скорости также составляло интерес разработчиков, как и работа тормозов.

Гоночная карьера

В 50-х ЗИЛ стали разрабатывать в специальной лаборатории скоростных автомобилей, для создания был открыт экспериментальный цех, где ведущие конструкторы и художники трудились над новой машиной. В итоге успешной работы появился ЗИС-112, собранный на раме от московского лимузина.

-4

Автомобиль отличался от исходника мотором, в котором клапаны располагались одновременно сверху и снизу. Инновационный двигатель позволил разгонять машину до 200 км/ч. В то время гонки не требовали от машин отличной управляемости, заезды проводились по одному и тому же участку, на прямой линии машине не нужно было показывать точной реакции на действия водителя. Единственное, что необходимо было показать автомобилю-это высокая скорость.

Чтобы проверка происходила в естественных условиях, в середине пятидесятых ЗИЛ решили тестировать на закрытых кольцевых трассах с крутыми и попроще поворотами. В ходе экспериментов было выяснено, что ЗИС-112, особенно его длинная база и тяжесть не позволяют автомобилю входить в повороты и достаточно разгоняться. Тем не менее, обойти ЗИЛ в данном случае не могли ни Москвичи, ни Победы.

-5

Чтобы улучшить характеристики гоночного авто, было решено укоротить его на 60 см. Кузов решили полностью открыть, облегчив вес, защиту водителя от ветра обеспечивало только ветровое стекло. В итоге массу получилось снизить более чем на полтонны, теперь машина показывала 195 лошадиных сил. В 1957-м гонщикам Петрову и Абрамову на ЗИС-112 удалось взять первенство страны.

-6

Конструкторы гоночного ЗИЛа стремились не просто участвовать в гонках, а хотели представить автомобили мирового уровня. Именно поэтому они старались создать принципиально новую машину, соответствующую регламенту Международной автомобильной федерации FIA.

На ЗИС-112 инженеры не остановились, в ходе экспериментов было создано несколько прототипов гоночных авто. Однако, желания разработчиков столкнулись с гандикапом, означающим несоответствие возможностей условиям, сложившимся в реальности. ЗИЛу-112 не удалось продемонстрировать особых спортивных достижений с начала 50-х по 1960 год. По этой причине было решено начать профильное производство гоночного автомобиля.

Разработка ЗИЛ-112С

-7

В 50-х ЗИЛ стали разрабатывать в специальной лаборатории скоростных автомобилей, для создания был открыт экспериментальный цех, где ведущие конструкторы и художники трудились над новой машиной. В итоге успешной работы появился ЗИС-112С, собранный на раме от московского лимузина.

Автомобиль отличался от исходника мотором, в котором клапаны располагались одновременно сверху и снизу. Инновационный двигатель позволил разгонять машину до 260 км/ч. Продемонстрировать скорость автомобиля удалось на озере Баскунчак, где находился удобной кольцевой трек.

-8

В 1962 году машина была оборудована дисковыми тормозами и традиционным креплением для колес, в основе которого лежало пять гаек вместо одной. Форма машины уже было идеальна, однако двигатель не соответствовал ожиданиям конструкторов. Именно поэтому позже в ЗИЛ-112С установили двигатель ЗИЛ-Э114, на 6,5 литров и 264 лошадиные силы.

-9

В середине шестидесятых годов автомобиль смог занять первое место в Формуле-5, управлял машиной Г. Жарков. В 1965 году Данный вид гонок позволял принимать участие автомобилям, имеющим разную массу и мощность. Позже, с 1967 по 1970 гг. гонщикам В. Богатову, Н. Жданову и Н. Разинчеву удалось установить 3 всесоюзных рекорда скорости в классе 10 на ЗИЛ-112С.

-10

В 1970 году на рынке начали появляться легкие одноместные болиды, скорость и управляемость которых была выше, чем у почти 7-литрового мотора отечественного ЗИЛа. Автомобилю пришлось завершить гоночную карьеру, однако позже машину приобрел как антиквариат рижский коллекционер. Сейчас на ЗИЛ-112С можно полюбоваться в Мото-музее, расположенном в Риге.