История разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С заслуживает отдельного внимания любителей гонок. Сверхобтекаемый кузов и мотоциклетный мотор — не все, чем может удивить «Звезда». Почему именно эта машина стала последней выпущенной заводом ЗИЛ?
Как все начиналось
До начала войны четыре энтузиаста-конструктора работали на заводе ЗИС. Однажды им пришло в голову сконструировать спортивное авто с высокой мощностью, которое могло бы привлечь зрителей своим смелым дизайном. Техническим составляющим уделили должное внимание, однако вначале конструкторы просто хотели создать красивую машину, отвечающую европейским стандартам.
Конструкторам Пульманову, Пухалину и Кременецкому совместно с художником Валентином Ростковым пришлось использовать раму, принадлежащую правительственному лимузину ЗИС-101. Именно по этой причине новый ЗИЛ получился внушительной длины, однако технические характеристики машины не пострадали.
Благодаря внушительной доработке двигатель гоночного авто был способен выдать 141 лошадиную силу, что позволяло машине разгоняться до 150 км/ч. На тренировочных заездах в 1940 году автомобиль разгонялся до 162,46 км/ч, чем демонстрировал отличные гоночные характеристики.
Далее началась война, которая поставила под вопрос дальнейшую разработку гоночного ЗИЛа. Стоит отметить, что разработка машины началась не просто так. Несмотря на подготовку автомобиля к гонкам, как советским, так и международным, конструкторам было важнее проверить узлы агрегата. Было важно, выдерживают ли правительственные лимузины большие нагрузки и как поведут себя при огромных перегрузках. Поведение автомобиля при движении на высокой скорости также составляло интерес разработчиков, как и работа тормозов.
Гоночная карьера
В 50-х ЗИЛ стали разрабатывать в специальной лаборатории скоростных автомобилей, для создания был открыт экспериментальный цех, где ведущие конструкторы и художники трудились над новой машиной. В итоге успешной работы появился ЗИС-112, собранный на раме от московского лимузина.
Автомобиль отличался от исходника мотором, в котором клапаны располагались одновременно сверху и снизу. Инновационный двигатель позволил разгонять машину до 200 км/ч. В то время гонки не требовали от машин отличной управляемости, заезды проводились по одному и тому же участку, на прямой линии машине не нужно было показывать точной реакции на действия водителя. Единственное, что необходимо было показать автомобилю-это высокая скорость.
Чтобы проверка происходила в естественных условиях, в середине пятидесятых ЗИЛ решили тестировать на закрытых кольцевых трассах с крутыми и попроще поворотами. В ходе экспериментов было выяснено, что ЗИС-112, особенно его длинная база и тяжесть не позволяют автомобилю входить в повороты и достаточно разгоняться. Тем не менее, обойти ЗИЛ в данном случае не могли ни Москвичи, ни Победы.
Чтобы улучшить характеристики гоночного авто, было решено укоротить его на 60 см. Кузов решили полностью открыть, облегчив вес, защиту водителя от ветра обеспечивало только ветровое стекло. В итоге массу получилось снизить более чем на полтонны, теперь машина показывала 195 лошадиных сил. В 1957-м гонщикам Петрову и Абрамову на ЗИС-112 удалось взять первенство страны.
Конструкторы гоночного ЗИЛа стремились не просто участвовать в гонках, а хотели представить автомобили мирового уровня. Именно поэтому они старались создать принципиально новую машину, соответствующую регламенту Международной автомобильной федерации FIA.
На ЗИС-112 инженеры не остановились, в ходе экспериментов было создано несколько прототипов гоночных авто. Однако, желания разработчиков столкнулись с гандикапом, означающим несоответствие возможностей условиям, сложившимся в реальности. ЗИЛу-112 не удалось продемонстрировать особых спортивных достижений с начала 50-х по 1960 год. По этой причине было решено начать профильное производство гоночного автомобиля.
Разработка ЗИЛ-112С
В 50-х ЗИЛ стали разрабатывать в специальной лаборатории скоростных автомобилей, для создания был открыт экспериментальный цех, где ведущие конструкторы и художники трудились над новой машиной. В итоге успешной работы появился ЗИС-112С, собранный на раме от московского лимузина.
Автомобиль отличался от исходника мотором, в котором клапаны располагались одновременно сверху и снизу. Инновационный двигатель позволил разгонять машину до 260 км/ч. Продемонстрировать скорость автомобиля удалось на озере Баскунчак, где находился удобной кольцевой трек.
В 1962 году машина была оборудована дисковыми тормозами и традиционным креплением для колес, в основе которого лежало пять гаек вместо одной. Форма машины уже было идеальна, однако двигатель не соответствовал ожиданиям конструкторов. Именно поэтому позже в ЗИЛ-112С установили двигатель ЗИЛ-Э114, на 6,5 литров и 264 лошадиные силы.
В середине шестидесятых годов автомобиль смог занять первое место в Формуле-5, управлял машиной Г. Жарков. В 1965 году Данный вид гонок позволял принимать участие автомобилям, имеющим разную массу и мощность. Позже, с 1967 по 1970 гг. гонщикам В. Богатову, Н. Жданову и Н. Разинчеву удалось установить 3 всесоюзных рекорда скорости в классе 10 на ЗИЛ-112С.
В 1970 году на рынке начали появляться легкие одноместные болиды, скорость и управляемость которых была выше, чем у почти 7-литрового мотора отечественного ЗИЛа. Автомобилю пришлось завершить гоночную карьеру, однако позже машину приобрел как антиквариат рижский коллекционер. Сейчас на ЗИЛ-112С можно полюбоваться в Мото-музее, расположенном в Риге.