Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор редкого довоенного подросткового велосипеда производства Харьковского Велосипедного Завода - из коллекции Веломузея.

Представляю вам очередной раритет из коллекции Веломузея! На сей раз это очень редкий (в настоящее время известен в комплекте в единственном экземпляре), довоенный велосипед производства Харьковского Велосипедного Завода имени Г. И. Петровского.

Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Посмотрите обзоры велосипедов Харьковского Велозавода 1920-30-х годов из коллекции Веломузея:

В чем редкость, спросите вы - ведь дорожных велосипедов ХВЗ 1930-х годов в хорошем состоянии известно немало? Редкость в том, что этот велосипед - подростковый, на 24-дюймовых колесах! Эту модель выпускали на ХВЗ с 1936 по 1941 год в незначительных, по сравнению с взрослой дорожной моделью, количествах. За все время выпуска изготовлено около 25000 экземпляров подросткового велосипеда. Почему же они не сохранились? Причины следует искать в нескольких исторических фактах: во-первых, подростковые, как и детские велосипеды традиционно хуже сохраняются, нежели велосипеды для взрослых - виной тому разгильдяйское, в силу возраста, отношение владельцев; во-вторых - у этой модели было несколько конструктивных недостатков, следствием которых являлся быстрый выход велосипедов из строя. Основной проблемой была недостаточная прочность штока вилки, вследствие использования трубы со слишком тонкой стенкой. Результатом этого недостатка был обрыв верхней части штока по резьбе чашки рулевого подшипника. В результате такой поломки велосипед моментально превращался в "недвижимость". На заводе знали об этом недостатке, но исправить его так и не смогли, так как были "привязаны" к имеющемуся сортаменту бесшовных труб. Не добавлял популярности подростковой модели и дефицит покрышек и камер размера 24 х 1 1/2 - купить их было практически невозможно, так как производились они лишь на Ярославском шинном заводе небольшими тиражами.

Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Данный велосипед был приобретен в 2017 году - объявление о продаже появлялось в соцсетях и на сайте объявлений, но особого ажиотажа не вызвало - дело в том, что мало кто понял, что речь идет именно о редком подростковом велосипеде, а не классическом мужском дорожном МД-1! Определить истинный масштаб по приложенному фото нелегко - "подростковость" велосипеда выдает только пропорция ведущей звездочки по отношению к другим деталям.

Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Состояние велосипеда до реставрации.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Состояние велосипеда до реставрации.

Мне удалось связаться с владельцем и договориться о покупке. Велосипед находился "у черта на рогах" - в отдаленном селе Кировской области, куда даже нет нормальной дороги, только "лесовозки". Аппарат имел традиционную поломку - обрыв штока вилки в верхней части; кроме того, отсутствовала одна педаль. Удалось выяснить и всю историю велосипеда. Он был куплен в Ленинграде в 1940 году дедом нынешнего владельца - Алексеем Николаевичем Коковиным для его сына Александра, которому в тот момент было 10 лет. В июне 1941 года Алексей Николаевич ушел добровольцем на фронт и погиб в бою 15 августа 1942 года в Воронежской области, будучи заместителем политрука 558 стрелкового полка 159 стрелковой дивизии (боевой путь, место гибели и захоронения я выяснил по архивным данным и отправил владельцу велосипеда). После войны на велосипеде некоторое время катались сводные сестры Александра, позднее велик был обмазан солидолом и повешен на стенку сарая, где и провисел 65 лет.
Велосипед мной был получен, Егором Тишиным проведена необходимая реставрация и доукомплектование и сейчас он украшает коллекцию Веломузея!

Здесь можно посмотреть обзоры советских велосипедов довоенного периода из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подростковый велосипед, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1940 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Историческое фото 1941 года, запечатлевшее двух мальчишек с велосипедами. У дальнего - подростковый ХВЗ, аналогичный тому, что имеется в коллекции Веломузея. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Историческое фото 1941 года, запечатлевшее двух мальчишек с велосипедами. У дальнего - подростковый ХВЗ, аналогичный тому, что имеется в коллекции Веломузея. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.