Найти тему
Антон Купавский

Lada часть 5

Всем доброго времени суток! В этой статье пойдёт речь про "вечный" автомобиль ВАЗ-2121 или "Нива".

История данного автомобиля начинается в 1969—1970 годах, когда главный конструктор ВАЗа В.С. Соловьёв вышел с инициативой о разработке внедорожника для жителей сельских районов. На тот момент уже были прототипы внедорожников АЗЛК-415 и 416 , а также ИЖ-14, но они не удовлетворяли всем требованиям и в производство они так и не пошли, поэтому за создание нового внедорожника взялся ВАЗ.В апреле 1971 года состоялся первый техсовет на котором выбирали конструктивные особенности нового автомобиля. Скажем так- приверженцы старой школы предлагали сделать будущий внедорожник на раме с барабанными тормозами по кругу, были идеи сделать авто почти по последнему слову техники. В итоге летом 1971 года начались разработки, а в апреле 1972 года был сделан первый опытный образец.

ВАЗ-Э2121 или "Крокодил" (фото взято с сайта https://fishki.net из статьи Каким мог быть ВАЗ)
ВАЗ-Э2121 или "Крокодил" (фото взято с сайта https://fishki.net из статьи Каким мог быть ВАЗ)

В 1974 выпущены первые 15 предсерийных образцов, а к 25 съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия состоящая из 50 машин.

После произведённые машины начали проходить предсерийные проверки в которые входил пробег по стране, для сравнения были взяты Land Rover, Range Rover и УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств "Нивы" была взята совмещённая программа для легковых и внедорожных машин.

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера 5 апреля 1977 года и с тех пор так его и не покидал.

Первый серийный ВАЗ-2121 1977 года
Первый серийный ВАЗ-2121 1977 года
-3

-4

Новая Niva Legend 2021 года
Новая Niva Legend 2021 года

Стоит сказать, что за 44 года производства данного автомобиля у него появилось много модификаций, рейсталингов и даже новых моделей на той-же базе. Сейчас я вам покажу основные из них:

ВАЗ-2121 «Нива» (экспортное название Lada 4x4 Niva) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 80 л. с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Все машины этой серии имели цвет «Охра золотистая» и отличались расположением фароочистителей — на опытно-промышленных машинах валы моторедукторов «торчали» из передней панели, а не из решётки, как на серийных машинах. Серийно модель производилась с апреля 1977 по конец 1993 г., существуя на конвейере параллельно с новой моделью 21213 в течение полугода;

-6

ВАЗ-21211 «Ни́ва» — серийно производился с 1977 года по 1987 год. Имел двигатель ВАЗ-21011 (диаметр цилиндров — 79 мм; ход поршня — 66 мм). В сцеплении устанавливается ведомый диск 2103. Коробка передач с другими передаточными числами.

ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем 21211 (адаптированным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с., 94 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах ( к слову динамика нивы со стандартным двигателем была тоже довольно плохой, но на бездорожье его вполне хватало особенно в этом помогала понижайка).

ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) — модификация с правым расположением руля.

ВАЗ-21213 — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова и пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным, и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 82,8 л. с., 125 Н·м) с карбюратором типа «Солекс», бесконтактной системой зажигания, ещё автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП, и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива), алюминиевым радиатором, переработанным салоном, панелью приборов (салон и панель приборов стали во многом идентичны ВАЗ-2108) и рядом других изменений. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.

ВАЗ-21213
ВАЗ-21213

ВАЗ-21214 (Lada 4x4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 82,8 л. с., 127,5 Н·м), оснащённым центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г. на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г. под нормы Евро-2 (21214-20), в 2008-м под Евро-3 (21214-30) и, наконец, в 2011 под нормы Евро-5 (для экспорта) и Евро-4 (для внутреннего потребления). C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в Lada 4×4 3-дв.

ВАЗ-2121
ВАЗ-2121
-9

-10

LADA 4x4M — обновлённый и доработанный вариант LADA 4x4. Первые шаги были сделаны в начале 2009 года, а окончательно освоение обновлений завершилось в конце 2011. Изменены внутренние и наружные светотехнические приборы, обивка салона, узлы трансмиссии. Часть комплектующих унифицирована с проектом Chevrolet Niva. Самое главное изменение — это переделка задней подвески, благодаря которой существенно повысилась устойчивость автомобиля на неровностях, в первую очередь так называемой «гребёнке». На все модели устанавливается гидроусилитель руля (ГУР), на некоторые — антиблокировочная система тормозов (АБС). С 2013 года передние габаритные огни используются в качестве дневных ходовых огней, то есть загораются ярким светом при включении мотора, при включении габаритных огней яркость уменьшается.

-11
-12

LADA 4x4 Urban — версия трёхдверного внедорожника. От исходной модели отличается дополнительной шумоизоляцией, пластиковыми бамперами, решёткой радиатора, уменьшенным диаметром руля, наличием кондиционера, тоннеля пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников. Автомобиль выпускается с октября 2014 года компанией «ВИС-Авто». В конце 2015 года Lada 4х4 Urban вышел на рынок Германии. В 2015 году стартовало производство Lada 4×4 5D Urban (основана на ВАЗ-2131).

ВАЗ-2129 «Кедр» — удлинённая на 50 см модель на базе стандартного ВАЗ-21213. «Кедр» создан в начале 1990-х, выпускался с 1991 по 1994 гг малой серией на ОПП АвтоВАЗа. Кузов удлинялся за счёт центральной вставки. Стал основой пятидверной модели ВАЗ-2131.

-13

ВАЗ-2131 создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары оригинальных дверей. На июнь 2016 года произведено уже свыше 150 тыс. ВАЗ-2131, что делает данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова производится за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213/21214. Соответственно, изменяется колёсная база и длина автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличено на 125 мм, а на 2131-01 применено трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличен до 65 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 объёмом1,8 литра и мощностью 84 л. с., производилась версия 21312 с таким мотором.

-14

LADA 4x4 Pickup — пикап с удлинённой пятиместной кабиной на базе модели ВАЗ-21213, мелкосерийно изготавливавшийся на ОПП АВТОВАЗа. Автомобиль имеет несущий кузов (колёсная база 2700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъёмность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранена механическая часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 объёмом 1,8 литра и мощностью 84 л. с. Также там был предусмотрен дополнительный топливный бак, что доводило их общую ёмкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку.

-15

Ещё есть "Shevrolet Niva" или "Niva Travel" но там материала на целую статью так-что про неё в следующий раз.

Также хочется сказать, что некоторые эксперты считают ВАЗ-2121 лучшим автомобилем АвтоВАЗа за всю историю, а британский исследователь советского автомобилестроения Энди Томпсон считает «Ниву» прямым предком класса компактных кроссоверов, на который ориентировались создатели автомобиля Suzuki Vitara.

Со временем изменился не только автомобиль но и цены, и если в 1980 году "Нива" стоила 8 500 руб. то в 2021 её цены варьируются от 620 000 руб. и до 700 000. Так же в "Ниве" за эти годы появились системы безопасности в виде ABS, BAS, система ЭРА-ГЛОНАСС, машина стала комфортнее благодаря установленному кондиционеру и многому другому. К сожалению это всё не помогло пройти ей краш тест ( по результатам теста "Нива" набрала 0 из 16 баллов), но при этом повысило шансы на выживание у водителей.

Ещё "Нива" успела сняться во множестве фильмов притом как отечественных так и зарубежных и даже стать героем передачи "Top Gear"

Всего за 44 года производства был выпущено 2.2 млн данных автомобилей из которых порядка 600 тысяч было экспортированы в Европу .

Благодарю за прочтение и желаю всего наилучшего.

Авто
5,66 млн интересуются