В прошлой статье из нового «Музея ковровского мотоцикла и спорта» я рассказал вам про «Восход-2» — легендарный мотоцикл 70-х годов, изготовленный в количестве практически миллиона экземпляров.
Из статьи вы также узнаете малоизвестную историю того, как наши «Восходы-2» пытались производить в Сирии из советских машинокомплектов.
Сегодня я продолжаю подробно раскручивать маховик истории и расскажу вам про следующую модель — «Восход-2А», известную также как «Восход-2М».
Идеально сохранившийся мотоцикл полностью в оригинальном состоянии в музей предоставил местный коллекционер Николай Турбаев.
Выпуск модернизированного «Восхода-2А» начался в 1976 году и продолжался до 1979 года.
Все основные узлы и агрегаты мотоцикла остались неизменными. Практически все детали были взаимозаменяемы.
Внешних отличий было немного, но определить, что перед нами «Восход-2А» всё же можно было. Далее расскажу подробнее о том, как это можно сделать.
Давайте начнём с двигателя. Ранние версии мотоцикла оснащались мотором, аналогичным двигателю «Восхода-2».
Чуть позже конструкторам удалось поднять мощность с 10,5 до 14 л.с., применив цилиндр и головку цилиндра новой конструкции: с увеличенной площадью рёбер охлаждения, изменённой конфигурацией каналов и камерой сгорания.
Эти изменения позволили повысить степень сжатия до 9,2. Кроме этого изменилась конструкция декомпрессора и положение свечи зажигания.
С целью снижения стоимости мотоцикла «Восход-2А» лишился декоративной крышки карбюратора. Советую сравнить фотографию ниже со снимком двигателя «Восхода-2».
Особо внимательные уже заметили, что глушители лишились характерного сужение с задней части. Это сделано не просто так.
Глушитель новой конструкции имел съёмную резонансную трубу с множеством лабиринтов, которая в случае засорения нагаром извлекалась из корпуса глушителя специальным приспособлением, и очищалась.
Чтобы это было возможным пришлось отказаться от сужения, сделав глушители визуально менее элегантными.
Но проще всего отличить «Восход-2А» от «Восхода-2» по круглым указателям поворота.
Для их установки конструкторам пришлось немного изменить конструкцию кожухов передней вилки.
Кстати, сама вилка тоже были модифицирована: увеличен диаметр труб и усовершенствованы амортизаторы, ход вилки увеличился на 20 мм и составил 160 мм.
Есть небольшие изменения и в задней подвеске. Амортизаторы на мотоцикле «Восход-2А» устанавливались без декоративных стаканов, а пружины хромировались.
Серийные мотоциклы «Восход-2А» окрашивались эмалью чёрного, жёлтого и голубого цвета.
С названием мотоцикла и вовсе получилась путаница. Официально в заводской документации мотоцикл называется «Восход-2А», но в устах потребителей оно не закрепилось.
И я знаю, почему это так. С 1976 по 1978 год на крышках бардачков были шильдики «Восход-2» без каких-либо дополнительных литер. Но в 1978 году на мотоцикл вдруг стали крепить шильдики с надписью «Восход-2М».
В чём логика? Сложно сказать, но практически все знают этот мотоцикл именно под таким наименованием.
Обратите внимание на складные полки для вещей, расположенные в районе заднего колеса.
Это не заводской элемент, а самодельная конструкция. Довольно часто владельцы «Восходов» оснащали свои мотоциклы подобными штуками, чтобы можно было грузить на них больше.
Вот что пишет по этому поводу Николай Турбаев:
«На завод было отправлено немало писем, с просьбами оснастить мотоцикл дополнительным багажным оборудованием, но, завод откликнулся лишь в начале восьмидесятых, выпустив ограниченную партию мотоциклов «Восход-3 Турист», позже багажные полки можно было приобрести за отдельную плату».
Увеличение мощности силового агрегата, а также некоторые изменения в электрооборудовании (например, на мотоцикле было использовано электронное зажигание) сделали «Восход-2А» немного быстрее.
Он стал первым мотоциклом ковровского производства, преодолевшим рубеж в 100 км/ч.
Моторесурс повысили до 25 тысяч километров. С 1976 по 1978 гг. было выпущено 412 429 мотоциклов «Восход-2А».
Мотоциклы «Восход» всё еще можно найти в продаже. Причём цены не кусаются: очень хорошие экземпляры продаются за 30-35 тысяч рублей.
Вот только обычно на них утеряны документы, поэтому вы сможете ездить на них лишь по деревне.
«Восходы-2А» в продаже встречаются гораздо реже. Ниже вы найдете подборку продающихся сейчас «Восходов», среди которых есть парочка «Восходов-2».
Мотоциклы «Восход-2» и «Восходы-2А» были настоящими тружениками села. На них возили детей в сельские школы, ездили за грибами и до совхоза.
А после того, как СССР превратился в Россию, часть сдали в металлолом, но другая половина мотоциклов сохранилась и до сих пор лежит в сараях по всей стране.
Я более чем уверен, что многие из вас, кто прочитал мою статью, с приятными эмоциями будут вспоминать своё детство рядом с «Восходом». Я прав?