Найти тему
Satdata

ЦКБ-54: истребитель сопровождения; интересные решения, но остался экспериментальным

ЦКБ-54 (второй вариант); внизу гондола с пулеметом ШКАС (дистанционно управляемым) и турель с пушкой ШВАК (фото взяты из открытого интернета)
ЦКБ-54 (второй вариант); внизу гондола с пулеметом ШКАС (дистанционно управляемым) и турель с пушкой ШВАК (фото взяты из открытого интернета)

Не успели наладить производство дальних бомбардировщиков ДБ-3, как появилась идея на их базе создать скоростной (?) истребитель сопровождения этих самым бомбардировщиков. Основной "крейсер" сопровождения в тридцатые была модель Туполева Р-6 (и КР-6), но к концу тридцатых он конечно безнадежно устарел и по скорости, и по вооружению и по дальности. Новые тысячи ДБ-3 требовали по тогдашней концепции мощных истребителей сопровождения с такой дальностью полета .. Выполненный на базе бомбардировщика ЦКБ-54 в основном повторял все характеристики за исключением вооружения. Решили где можно установить пушки 20мм ШВАК, а где нельзя - дистанционно управляемые пулеметы в вынесенных гондолах. Такая гондола потребовала дополнительного члена экипажа, который из фюзеляжа, через перископ-прицел удаленно обстреливал нижнюю полусферу.

Испытания показали что гондола ухудшает летные характеристики самолета, ее убрали,добавив два блистера с пулеметами о бокам фюзеляжа.

В целом, все эти эксперименты с вооружением и увеличением экипажа, привели к росту веса (второй вариант был на 100 кг тяжелее серийного бомбардировщика) и на 16 км в час упала скорость по сравнению опять же с ДБ-3. Понятно что с такими цифрами успешно сопровождать свои бомбардировщики было невозможно. В серию машина не пошла...

Некоторые конструктивные изменения пытались применять на серийных машинах, но в конечном этапе даже удачная пушечная турель не нашла применения...

Надо сказать, что сама идея истребителей сопровождения такого типа оказалась тупиковой. Большинство проектов в мире ничем не закончились. А небольшие серии Мицубиси и американских YB-40 быстро сошли со сцены, показав свою несостоятельность.

А вот дальнейшее развитие ДБ-3 - ДБ-3Ф (ИЛ-4), оказалось весьма удачным..

ДБ-3Ф, памятник во Всеволожске
ДБ-3Ф, памятник во Всеволожске
-3
-4
фото автора
фото автора

Технические характеристики ЦКБ-54-2:

Тип двигателя  2 ПД М-87А
Мощность, л.с.  2 х 950
Максимальная скорость , км/ч 439
Практическая дальность, км 3800
Скороподъемность, м/мин  1316
Практический потолок, м  9600
Экипаж, чел  4
Вооружение:  две 20-мм пушки ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС

Еще об американском удачном тяжелом истребителе - здесь.

Все о спутниковой мобильной связи - читайте тут.

Всем успехов и мирного неба!