Статьи
457 прочтений · 2 года назад
AT-6 Texan - учебно-тренировочный "Техасец" в СССР. Самолет был построен в количестве 17 тыс штук и использовался не только в Штатах, а почти по всему миру. Если говорить о нашей стране - иметь массовый учебно-тренировочный самолет для второй ступени обучения было просто необходимо. Понятно что массовый У-2 готовил массу летчиков, но вот чтоб самолет был прост, безопасен, имел конструкцию и приборы близкие к современным истребителям и бомбардировщикам - с таким в СССР были сложности. Поэтому в 42-м году заказали в рамках поставок вооружений у Штатов первую партию TEXAN. Тем более что в советских ВВС было уже достаточно импортных истребителей, в том числе американских - учебная же американская машина для подготовки пилотов была очень нужна. Доставка была через северные порты. Потом вторую партию - уже через Иран (22 машины, 20 из них дошли до наших аэродромов). Уже в 45-м советские власти "прозрели" окончательно и заказали аж 600 машин. Американски согласились выдать 225. И начались уже перегоны через Аляску и Якутию - причем были сложности на нашей территории - потолок у машин был невелик и стандартный путь через горы пришлось изменить. Однако уже к осени поставки свелись к нулю - война закончилось. Всего поставили 54 штуки - самолеты равномерно распределили между запасными полками и летными училищами. Из-за малочисленности и слабой поддержки самолеты через несколько лет списали...
397 прочтений · 2 года назад
Amiot 122BP3 - французский бомбардировщик-штурмовик, скорее пикировщик. Начали внедрять в ВВС в 1928. Но предыстория самолета ведет к варианту "120-й" - их специально строили к рекордным перелетам. Получив пару титулов рекордсменов переделали в бомбардировщик. Каркас был из легких сплавов, обшит полотном, за исключением передней части, обшитой металлом. Биплан. Вооружение довольно мощное по тем временам - 5 пулеметов и дл 500 кг бомб. Максимальная скорость 212 км в час(какую он развивал при пикировании и вообще его качества пикировщика неизвестны). Выпустили больше 80 машин - пять ушли на экспорт в Бразилию, пытались продать и в Польшу. Те заинтересовались, взяли один для первого польского перелета через Атлантику. Самолет пропал в районе Азор - поляки передумали брать... Уже в 1932-м три самолета переделали под испытания разных новых моторов - это были модификации 124, 125 и 126...
381 прочтение · 2 года назад
Бомбардировщик-торпедоносец Hawker Dantorp - датчанин, он же англичанин. Самолет является слегка доработанным вариантом Hawker Horsley ( изготовлен по заказу Дании). Всего прикупили два самолёта. Один из них использовался на колесном шасси, второй поставили на поплавки. Основное отличие от "родного" британца - кабина третьего члена экипажа (ее встроили между кабинами пилота и наблюдателя-стрелка). Планы были довольно грандиозные, естественно, по масштабам Дании - построить 10 самолетов по лицензии. И хотя машины понравились руководству ВВС, что то не сложилось с финансами, и сделка отменилась. Два первых (и последних) торпедоносца исправно отслужили вплоть до вторжения Германии, до 1940-го года. Что далее сделали с ними немцы - покрыто тайной. Сами британцы выпустили с середины 20-х аж 124 машины такого типа, помимо Дании, несколько штук запродали грекам. Сами их использовали до 1936, последние - до 1938-го года....
281 прочтение · 2 года назад
ФАРМАН NC.223.4 - "Жюль Верн" в небе над Берлином... Да, именно этот несколько неуклюжий свиду бомбардировщик (переделанный из скоростного сверхдальнего почтового самолета) в одиночку провел бомбардировку Берлина в ночь на 8-е июня 1940-го года. Собственно, это была лихо спланированная акция в ответ на бомбежки Парижа немецкими "Штуками" несколькими днями ранее. Немцы добились состояния хаоса и паники среди столичных чиновников и жертв среди мирного населения. Нужна была ответная операция - и выбрали практически единственный тяжелый бомбардировщик - именно этот Фарман с собственным именем "Жюль Верн". Ранее самолет зарисовался в бомбежках Бельгии (немецких колонн и мостов), экипаж имел некоторый боевой опыт. Плюс самолета - значительная дальность полета - до 8000 км(!). Поэтому зашли на цель - столицу Рейха с севера, откуда не ждали совсем, даже иллюминация была не выключена. Видимо большого ущерба не нанесли (к тому же перед бомбежкой сломался и бомбовый прицел) - но шороху наделали. Ответ был дан. Да и руководство рейха на следующий же день возопило - Геринг ранее обещал что подобное в принципе невозможно. А пилотов во Франции встретили как героев. Хотя по сути операция была плохо продумана и технически. Самолет продолжил участие в короткой войне, нанося удары уже по Италии...
1,3K прочтений · 2 года назад
Avia B-35 - чехословацкий истребитель - мог бы быть полноценным ответом Ме-109.... Весьма мощная авиапромышленность Чехословакии выдавала неплохие модели самолетов в течение 20-х и 30-х годов. Когда настало время заменить свои многочисленные и надежные бипланы B-534 - заказ поступил опять же фирме Avia. Очень оперативно разработчики выкатили из сборочного цеха первый прототип. За неимением в наличии штатного мотора Авиа 12Y1000 решили пока поставить менее мощный  HS12Ydrs. Но даже с ним самолет показал весьма неплохие характеристики. Истребитель был сделан из алюминия и дерева, смешанный вариант удешевлял сборку, вместе с тем машина выглядела элегантно и отличалась чистотой форм. Вооружение планировалось на тот момент весьма мощное - 20-мм пушка... Первый прототип был еще с неубирающимся шасси. Второй - уже был приближен к серийным машинам. Но по разным причинам - не только из-за оккупации Германией этой страны (работы были продолжены с позволенья немецкого руководства), в серию он все же не пошел. Несколько аварий, постоянные доработки не дали выпустить полноценный истребитель, которым очень интересовались болгарские ВВС. Далее чехи модернизировали машину и под именем Avia B-135 продали ее таки болгарам в количестве 12 штук. Помимо технических доработок, конструкторы добавили к пушке еще два пулемета... И этот самолет принял участие в боевых действиях. По крайней мере известно об одной победе над американскими Либерейторами в 1944 году...
448 прочтений · 2 года назад
A-100  - легкий бомбардировщик-разведчик, родом из Чехословакии... Впервые показан в 1933-м году, на выставке в Праге. Относится к финальному поколению предвоенных бипланов, которые многоцелевые - и разведчик и бомбардировщик.... Выпустили две партии - всего 44 машины. Известен еще и тем, что на его базе выпустили модернизированный А-101, который использовался в гражданской войне в Испании, причем обеими сторонами, как и республиканцами, так и франкистами... Последние захватили аж 22 таких самолета и активно их использовали, правда, больше в учебных целях. А чехи продолжали упорно модернизировать А-100й в конце концов отказались от бипланной коробки и разработали модель А-104, с крылом типа "парасоль". Выпустили один экземпляр. Помешала не только надвигающаяся война и события с ней связанные, но и покупка лицензии у СССР на выпуск скоростного ( :-) бомбардировщика СБ, известного в Чехословакии как B-71. Понятно, что надобность в бывшем биплане отпала... Хотя 100-е в разных модификациях использовались и в 40-х годах, в частности, в ВВС Словакии и даже в ВВС Германии...
285 прочтений · 2 года назад
Junkers K43 Разведчик-бомбардировщик - от Финляндии до Аргентины. Этот военный вариант известной модели W34 производился в Швеции, дабы вывести военное производство из под контроля Англии и Франции. Несколько лет самолет стоял на вооружении в Германии, но особо известен экспортными поставками. Надежную и многоцелевую машину (к тому же легко переделываемую в пассажирскую) покупали в основном небогатые или небольшие страны. Первой прикупила партию Португалия, где самолеты в основном патрулировали морскую границу, тихо и мирно, на протяжении лет десяти... Повоевать пришлось финским Юнкерсам, в Зимнюю войну - целая эскадрилья зимой (?) совершила 13 боевых вылетов, потеряла три машины (только одна была сбита советскими истребителями). Часть Юнкерсов подремонтировали и они поучаствовали и в войне 41-44го , в основном на вторых ролях, патрулирование Ботнического залива и т.д. Также и Южная Америка потратила часть своей валюты на поставки К43 - Чили, Аргентина... Там у самолетов была мирная служба, часть использовалась как санитарный самолет, часть как транспортный. А вот в Боливии опять засветились в боевых действиях в войне с Парагваем. Несколько самолетов этого типа боливийцы прикупили в Бразилии, по какой то хитрой схеме поставок. И в общем, самолет показал себя неплохо, особо учитывая климат, плохое обслуживание на земле и не особо квалифицированный персонал. Далее самолеты летали уже как пассажирские, до полного исчерпания своего ресурса (видимо до начала 40-х годов)....
403 прочтения · 2 года назад
RYAN X-13 VERTIJET (1955) - появление этого "треугольного" всего такого самолета (крылья и хвостовое оперение) обязано влиятельным старшим офицерам США (некоторым). В начале 50-х эта группа начальников решила что лет через 5-6 все палубные самолеты ВМС США будут с вертикальным взлетом. Видимо (вернее точно) они ошибались - но благодаря именно этой машине вся ситуация и прояснилась. Причем конструктив посадки самолета был очень оригинален - самолет взлетал со специальной тележки - но и садился потом вертикально на нее - пилот при этом не видел точно куда садиться. Для упрощения этого процесса тележку оснастили шестом с полосками и пилот мог определять высоту своего положения над тележкой... Во время самого известного испытательного полета (в Пентагоне) самолет успешно взлетел, перелетел реку Потомак, уничтожил розарий мощной реактивной струей и затем застрял в заборе. Начальство все это наблюдало, но отчего то приняло странное решение - не запускать его в серию, а прекратить финансирование :-). А палубные самолеты (в основном) так и не стали делать с вертикальным взлетом....
376 прочтений · 2 года назад
PZL-MIELEC M-15 BELPHEGOR (1975) - одна из бесчисленных попыток заменить трудягу и долгожителя АН-2... Причем польскими авиаконструкторами. "Преемственность" от АН-2 - схема биплана. Новшество - реактивный мотор. Наверное, это единственный в мире реактивный биплан... Планы были, как всегда при плановой экономике - грандиозные - построить более 3000 машин и наводнить ими все страны соцлагеря для опрыскивания полей, а возможно, и для перевозки войск (можно было загрузить 20 человек). Качество сборки (хотя и польское) оказалось крайне низкое, многочисленные недоделки и очень высокий расход топливо привели к тому, что машину не могли сертифицировать целых семь лет. Всего построили 175 машин. При использовании в аграрном секторе в СССР приходилось дотировать работы этого самолета со стороны государства. В результате замены АН-2 так тогда и не сделали (в смысле массового недорогого самолета)... В 2022-м году предпринята еще одна попытка - самолет "Байкал" - посмотрим на его успехи...
383 прочтения · 2 года назад
Stampe et Vertongen SV-5 - бельгийский биплан в Латвии - сменил форму на советскую - ненадолго. Типичный бельгийский многоцелевой биплан - таких моделей разработаны были десятки. Но отличался он бельгийской аккуратностью в производстве, простотой и надежностью. В бельгийский ВВС использовался мало, в экспорте чуть лучше. В частности Латвия прикупила десяток машин, а главное лицензию на производство. Планировали выпустить штук шесть в 1938 году, но вроде как перенесли. Потом присоединение к СССР, половину авиации пустили на слом, но SV-5 оставили! Им довелось слегка повоевать на советской стороне в июне 41-го и даже в качестве истребителей, без особых успехов. Потом вывели под Псков, где машины изображали ложный аэродром, где немцы их успешно и уничтожили. Но история их на этом не закончилась. В Риге при немцах решили возобновить лицензионное производство на заводе VEF, где и сделали четыре машины. Их передали в эстонские ВВС ("группа Бушманна"), эстонцы их начали активно использовать ка разведчики над Балтийском морем. Тут то и прояснилось что для морской разведки они совсем не подходят. Перевели в учебные машины. На этом боевой путь бельгийских бипланов в Латвии-Эстонии-СССР и завершился...
377 прочтений · 2 года назад
Do.335 Pfeil - может быть самая оригинальная машина времен второй мировой... Причем, построенная хотя бы в небольшой серии (всего выпустили около 60 самолетов). Советские войска взяли как трофей один такой самолет в 1945-м и описание его было довольно забавное, выдавало полное удивление конструкцией и назначением... Хотя сама схема самолета применялась до II-й мировой не раз - например, как советские АНТ-23 и САМ-13, Arsenal VG-20 (Франция) или Fokker D-XXIII (Голландия!). Вооружение этого истребителя-бомбардировщика было мягко сказать мощным - одна 30-мм пушка и две 15-мм... Плюс бомбы. Скорость для поршневого истребителя конца войны - более 700 км в час - превосходная. Еще и радары, довольно удачно установленные на некоторых прототипах для применения машины в качестве ночного истребителя. Казалось, запуская в серию и поставляй в войска для создания хоть какого то щита от американских и британских бомбардировщиков. Но вместо этого, с немецкой педантичностью расписали доработку и разработку новых прототипов включая разведчик, истребитель-бомбардировщик и так далее. Пока союзники утюжили немецкие города с воздуха только считанные единицы Do-335 вылетали на боевые задания. Впрочем, даже уже выпущенные десятки серийных машин были еще на опытных аэродромах и базах, война внезапно закончилась. Союзники конечно растащили несколько машин на изучение и тесты, но поршневые машины исторически уже списывались с боевых частей, и какого либо продолжения самолета так и не увидели....
193 прочтения · 2 года назад
Истребитель Martin-Baker MB.5 - помесь "Мустанга" с "Фау-2"....
Истребитель разрабатывался под руководством Джеймса Мартина, после аварии MB.3 конструктор решил оперативно изготовить усовершенствованную модель с исправлением всех замечаний по предыдущей. Поставили более надежный мотор - "Гриффон", весьма мощный, два трехлопастных пропеллера. Несколько изменилась обшивка самолета и контуры, уменьшилось до 4-х пушек вооружение. Шасси, тормоза, щитки приводились в действие сжатым воздухом - давление увеличили и облегчили соответственно всю пневмосистему. Радиатор установили подобно американскому "Мустангу"...
Видео