Найти тему
Forbes for Business

Как попасть в ожидания клиентов? Кейс компании Много Лосося

В 2017 году Александр Мутовин и Яков Менделеев заинтересовались идеей «темных кухонь» — ресторанов, которые работают только на доставку. Изучив тему, они решили отказаться от работы топ-менеджеров в больших корпорациях и запустили свою компанию «Много Лосося»

Партнеры купили на «Авито» за 100 000 рублей крошечную точку с оборудованием, отмыли ее, наняли поваров, составили на коленке меню, закупили продукты и выложились на агрегаторах. Но заказов было меньше, чем они ожидали. Стало понятно, что недостаточно просто заявиться на агрегаторах и ждать, пока выстроится очередь.

Тогда Александр и Яков быстро адаптировали бизнес-модель: добавили собственную доставку и ускорили продвижение Потом партнеры выявили еще один тормозящий момент — агрегаторы доставляли еду не в трехкилометровой зоне, а в гораздо меньшей. Пришлось подключить маркетплейс, чтобы агрегатор давал заказы, а доставлял уже курьер компании. В итоге продажи стали расти.

В то же время другие проекты интенсивно развивались на гастрофудкортах на Усачевском, Центральном, Даниловском рынках. Дела у них там шли хорошо, и они быстро выходили в прибыль.

Александр и Яков тоже открыли такую точку, но дело не пошло. Выяснилось, что тема фудкортов неоднозначная. Какая-то часть из них взлетела, а многие, пытавшиеся работать по модели Усачевского рынка, умирали. Партнеры потратили на эту точку миллиона полтора и при этом она не приносила особого дохода и к тому же противоречила основной идее. Так партнеры сделали вывод, что нужно фокусироваться на своей бизнес-идее, а не пытаться прыгать по разным квазисинергичным возможностям, которые обязательно будут появляться.

Александр считает, что предпринимателю нужно ориентироваться на потребителя. Особенности сильно зависят от сферы бизнеса. Например, американцы очень любят все кастомизировать. Им нравится, чтобы пиццу можно было собрать из своих ингредиентов. В России этого не любят — достаточно набора вкусных пицц. Поэтому робот, который отлично кастомизирует пиццу, будет нужен в Америке, но вряд ли пригодятся в России.

В итоге стратегия партнеров сработала. За три года стартап сумел привлечь три раунда инвестиций — последний состоялся весной 2021 года: компанию купил крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group.

В онлайн-курсе Forbes for Business «Венчурный стартап» Александр Мутовин объясняет и показывает на своем примере, как запускать успешные проекты и находить для них инвесторов.

Ознакомьтесь с курсом!

Еда
6,93 млн интересуются