Характер внедорожника во многом определяют шины. Один и тот же автомобиль легко превратить из спринтера-грязелаза в туриста-марафонца просто сменив колёса. Не верите? Попробуйте сами. Мы это уже сотни раз делали, причём на самых разных машинах. Остаётся только вопрос, как правильно выбрать шины, наиболее подходящие под ваши задачи.
Впрочем, это не так уж и трудно, если всё систематизировать и разложить по полочкам удобной таблицы. Всё многообразие дорог и бездорожья нашей планеты сводится к довольно компактному набору типов покрытий и грунтов. Надо только остановиться на пару минут, задуматься и прикинуть, какой режим эксплуатации ждёт в обозримом будущем вашего четырёхколёсного друга. Расставьте приоритеты – какие покрытия для вас будут важнее. А затем просто выберите шины, максимально соответствующие предстоящим маршрутам.
Мы создали такую таблицу на примере шин Maxxis. Эта марка на сегодняшний день предлагает самый широкий на российском рынке выбор резины для внедорожников с продуманной специализацией своих моделей.
Итак, десять шин, семь типов покрытия плюс износостойкость: есть из чего и для чего выбрать!
Выбери свой Maxxis
В нашей таблице «асфальтом» было названо всё многообразие твёрдых автомобильных дорог общего пользования в летнем состоянии. В первую очередь, шоссе и городские улицы. Сюда же попадают бетонные автострады. То есть, речь идёт фактически о пригодности к повседневной городской езде и поездках на дальние расстояния без особого напряга в режиме легковушки.
Под термином «грейдер» скрываются не только плотные насыпные песчаные дороги с кюветами по бокам и , но и естественные хорошо укатанные ровные грунтовки. В том числе, сухие глиняные прямики степей до тех пор, пока дожди не переведут их в другую категорию. То есть в целом речь идёт о сухом грунте, позволяющем перемещаться довольно быстро на большие расстояния. Одним словом, туристическая тема.
В категорию «горы/камни» попадают как пути по естественным скальникам и осыпям, так и отсыпанные колотым острым щебнем дороги вроде федеральной трассы «Колыма», которые самой своей поверхностью грозят пропороть шину. В любом случае, на этот столбец следует обратить особое внимание тем, кто живёт или путешествует в горных регионах.
Графа «песок» подразумевает не плотные мещёрские жёлтые грунтовки через сосновые боры, скорее относящиеся в нашей классификации к «грейдерам», а откровенную сыпучку – дюны, пляжи, песчаные карьеры. Весь тот коварный нестабильный песок, включая прибрежный морской ракушечник, в котором так и норовит увязнуть колёсная техника.
Говоря о «глине» прежде всего подразумевается её влажное состояние, наиболее коварное. Засохшая глина – по сути тот же грейдер. Но стоит размочить корку, как начинаются настоящие чудеса на виражах, в которых от шин требуется исключительная цепкость. Те же самые свойства требуются и на влажных суглинках. Если говорить кратко, то всё это относится к разряду типичных среднерусских покатушек в межсезонье: мокро, скользко, колеи. Но не топко.
Другое дело – «болота», которые включают в себя не только довольно экзотичное для гражданских машин движение по сплавине, но также торфяники в широком смысле и практически любой влажный слабонесущий грунт. В том числе весенние луговины, раскисший чернозём и солончаки.
Термин «зима» отражает в первую очередь возможность безопасной эксплуатации шины на зимних дорогах и её способность сохранять рабочие свойства при минусовых температурах. Речь идёт не столько о преодолении снежной целины, сколько о повседневной езде в холодное время года.
С кружочками в пересечении строк и столбцов всё обстоит ещё проще. Дело в том, что на каждом виде дорог от шин требуется не одно, а целое многообразие качеств с разной приоритетностью. При этом всякая модель шин обладает собственным набором разнообразных характеристик, который на каждом покрытии будет лучше или хуже соответствовать предъявляемым требованиям. Степень этого совпадения наглядно выражено в количестве оранжевых кругов. Чем их больше – тем лучше шина приспособлена в целом к данному типу дорог.
Razr AT - главная новинка компании Maxxis, флагман линейки всесезонных шин для внедорожников. Модель была заявлена как универсальная всепогодная и вседорожная резина для ищущих единое решение на все случаи жизни. Не претендуя на то, чтобы быть лучшей в каждой из дорожных ситуаций, эта многоцелевая шина уверенно держит высокий уровень комфорта и безопасности в широком диапазоне условий. Это выбор тех, кто много съезжает с асфальта, но не лезет в откровенные хляби. Это прекрасное повседневное решение для тех, кому хочется уверенности на грунтовках. Это выбор для дальних экспедиций без особого экстрима. Дополнительный бонус: очень высокие зимние показатели существенно расширяют диапазон применения Razr AT.
Бюджетная универсальная вседорожная шина Maxxis AT-980 отличается сочетанием удачного баланса дорожных и внедорожных характеристик с доступной ценой. Эти шины хороши как повседневные, если большей частью вы передвигаетесь между домом и работой, иногда позволяя себе лёгкие офф-роудные вольности и невинные грязевые шалости в компании единомышленников. В больших размерах это удачный вариант «сменки» для хорошо подготовленных машин на время длительных периодов езды по асфальту. При нынешних ценах будет выгоднее купить комплект 980-х, чем продолжать зря тереть по улицам дорогую и уязвимую к асфальтовому абразиву экстремальную резину. Также модель подойдёт на служебный полноприводный автомобиль, разъезжающий по удалённым объектам, связанным с цивилизацией пусть и плохими, но всё-таки дорогами.
Недорогая грязевая шина Maxxis МТ-762 ориентирована на тех любителей бездорожья, у которых редко случаются дальние путешествия, и основной километраж они неспешно накатывают на коротких расстояниях с частыми вылазками на офф-роуд средней сложности. Это один из наиболее удачных вариантов МТ, когда важную роль в решении о выборе играет цена. 762-я модель будет в тему на большинстве дружеских покатушек выходного дня и поездках на рыбалку. Такие шины хорошо подойдут сельским жителям, помогая самым простым путём устранить зависимость от капризов погоды в местных поездках. На них могут полностью положиться и те, кто специально не ищет внедорожных подвигов, но условия эксплуатации требуют чего-то более зубастого, чем АТ. Также модель может стать отличным бюджетным вариантом, кому ради не частых, но регулярных внедорожных поездок надо собрать третий комплект колёс в дополнение к обычным дорожным «лету» и «зиме».
Многоцелевая грязевая шина Maxxis МТ-764 обладает как раз таким набором качеств, который ожидает от среднестатистических грязевых покрышек среднестатистический джипер. Это модель для тех, кому надо ездить каждый день, независимо от того, что под колёсами, без сожаления о потраченных впустую асфальтовых километрах и быть постоянно в готовности к покорению неведомых офф-роудных далей. Доступная цена и приличный ресурс МТ-764 позволяют не особо переживать о том, что резина точится напрасно. Зато эти шины дают уверенность, что попадись в любой момент настоящий офф-роуд, его удастся переехать вдоль, поперек и по диагонали. Это выбор тех, кто каждые выходные выбирается помесить грязь в своё удовольствие, а также туристов, рыбаков и прочих любителей отправиться в глушь. Также они вполне подойдут спортсменам-любителям на клубных гонках, ориентировании или даже ралли-рейдах.
Флагман Maxxis в классе МТ, модель Razr 772 – самая удачная грязевая шина Maxxis с точки зрения разнообразия вариантов её применения. Она разрабатывалась как универсальная золотая середина, которую ищет большинство любителей бездорожья. Благодаря сбалансированности качеств и в целом равномерно высоких результатов на всех типах покрытий, эта модель лучше всего подходит для тех, у кого внедорожник – единственная универсальная машина, которая то месит грязь, то возит хозяина на работу, то отправляется за тридевять земель открывать неведомые горизонты. Также Razr МТ можно рекомендовать как отличную экспедиционную шину, в том числе для поездок в горы и преодоления сотен километров отсыпанной острой щебёнкой грейдеров. Благодаря дружелюбию к водителю, долговечности и прочности можно рекомендовать для профессионального использования, в том числе для офф-роудного проката.
По своим предельным возможностям в грязи Maxxis M8060 Trepador Radial сильно приближается к экстремальным шинам, хотя и не переходит границу классов МТ/ХТ. Поэтому шины остаются дружелюбными к водителю на твёрдых покрытиях. Это оптимальный вариант для тех, кто привык совмещать эффектные и сложные офф-роудные заезды по выходным с повседневной городской эксплуатацией. Также модель хорошо подойдёт спортсменам-любителям и жителям регионов с ярко выраженной офф-роудной составляющей в дорожной сети. А ещё радиальный Trepador можно рекомендовать для внедорожных экспедиций на стандартных или минимально подготовленных автомобилях в случаях, когда предстоят довольно сложные спецучастки, чередующиеся с асфальтовыми перегонами.
Диагональные шины Maxxis M8060 Trepador Bias – пожалуй самая удачная универсальная модель во всём сегменте ХТ. Эти шины могут привезти отличных результат на трофийных и триальных трассах самого высокого уровня. Причём как на разнообразном грунте, так и на камнях. Резина прекрасно подойдёт для экстремально сложных экспедиций. Диагональный Trepador имеет смысл ставить даже на технику, постоянно живущую в охотхозяйствах и других диких местах, если большую долю километража в её поездках составляют тяжёлые разбитые тракторами и лесовозами дороги с глубокими колеями. В общем, эту модель можно рекомендовать всем, кому каждый день требуются прочные вездеходные покрышки в размерах 35+. При этом модель относится к тем редким примерам экстремальной грязевой резины, которую можно без напряга эксплуатировать в долгих поездках по асфальту. Пожалуй, единственное, что заставляет ограничивать длительные шоссейные и городские пробеги – это умеренный ресурс.
Диагональные Maxxis M8080 Mudzilla выпускаются всегда шире общепринятых внедорожных размеров, и это неспроста. Модель была разработана специально для слабых почв, торфянников и откровенных болот, где крайне важна площадь опорной поверхности. При этом шину проектировали в расчёте на тяжёлые автомобили. Увеличенная ширина компенсирует лишний вес и снижает удельное давление на грунт. Кроме того, шины обладают высокой грузоподъёмностью и большой прочностью стенок. Эта модель – узконишевый продукт, но без него никак не обойтись, когда требуется радикально поднять проходимость тяжёлого автомобиля на слабых грунтах. Резина традиционно пользуется особым спросом в болотистых регионах.
Созданная для гонок и скалоползания по американским каменистым пустыням Maxxis М-8090 Creepy Crawler может быть весьма полезной и в наших природных условиях. Прежде всего тем, кто собирается ездить по жестким грунтам с острыми скальниками и прочему агрессивному бездорожью. Эти шины подойдут для туристов, чей маршрут лежит через горные хребты, каменные осыпи, участки выгоревшего леса с торчащими острыми остатками пней, вырубки, старые гати и бывшие бетонки. Они подойдут для любителей офф-роуда, охотников и рыбаков из тех регионов, где подобные условия встречаются чаще. И наконец, они станут хорошим решением в качестве универсальной резины для трофистов, если бюджет не позволяет держать для каждого типа грунтов отдельный узкоспециализированный комплект шин, а предстоящие гонки будут отличаться разнообразием условий.
Maxxis M-9060 Mud Trepador адресован в первую очередь профессиональным командам, выступающим в трофи-рейдах и триалах. Резина достаточно универсальна по своим способностям на тяжёлом бездорожье и позволяет финишировать с высокими результатами как на разнообразных грунтах, так и на камнях, и в болотах. Помимо спортсменов эту модель можно рекомендовать участникам тяжёлых внедорожных экспедиций, где сложность и продолжительность офф-роудных участков будет требовать особо экстремальных шин. Также М9060 можно использовать на технике охотхозяйств, которая мало выезжает на твёрдые дороги. Главное, чтобы автомобили были подготовлены соответствующим образом – с усилением ходовой части и трансмиссии.
Фотогалерея специализированных шин класса XT
Выбрать внедорожные шины Maxxis точно под задачу в 4x4Sport.
4x4Sport - крупнейший специализированный магазин товаров для внедорожников. Все для Off-road и 4х4
Экспертные обзоры, тесты off-road снаряжения на канале 4x4Sport. Подписывайтесь на наш канал!