===
В 1993 году на военном Заводе транспортного машиностроения (ЗТМ, он же – «Омсктрансмаш»), расположенном в городе Омске, началось серийное производство конверсионной (гражданской) продукции.
Для этого на Украине была приобретена лицензия на выпуск колёсных тракторов ЮМЗ-6 тягового класса 1.4 производства Днепропетровского Южного машиностроительного завода (Южмаш).
---
На заводе в Омске был построен специальный цех, где производилась сборка тракторов под торговой маркой ЗТМ: сначала ЗТМ-60, а потом ЗТМ-80/82 (ежегодной объём выпуска по плану – 3 тысячи тракторов).
===
Историческая справка:
Завод транспортного машиностроения в городе Омск был основан ещё в 1896 году – как железнодорожные мастерские.
А в 1942 году, на базе эвакуированного из Ленинграда танкового завода №174, в Омске было начато производство знаменитых танков Т-34.
В дальнейшем на Омском заводе транспортного машиностроения имени Октябрьской революции для Советской Армии и экспорта за рубеж производились танки Т-80У.
---
===
Универсально-пропашные тракторы ЗТМ выпускались в двух модификациях – с задним приводом (модель ЗТМ-80) и с приводом на все колёса (ЗТМ-82) и отличались от тракторов ЮМЗ цветом окраски (красный с жёлтым).
На тракторы ЗТМ-80 устанавливался дизельный четырехцилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива РМ-80.07 (производства Рыбинского моторного завода).
Объём двигателя РМ-80.07 составляет 4,9 литра, номинальная мощность – 80 лошадиных сил при 2000 об/мин.
---
===
А на тракторы модели ЗТМ-82Л устанавливались четырёхцилиндровые дизельные двигатели Д-245.5 производства Минского моторного завода (номинальной мощностью 89 лошадиных сил).
Коробка передач – механическая с понижающим редуктором (обеспечивает 10 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода).
Как опцию можно было заказать установку на трактор ходоуменьшителя (обеспечивает 5 дополнительных скоростей вперёд и 1 – назад).
===
Тракторы ЗМТ-80 и ЗТМ-82 имели эксплуатационную массу 3900 и 4100 кг, соответственно, и развивали максимальную транспортную скорость 32 км/ч. Емкость топливного бака – 100 литров.
Для агрегатирования навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования, тракторы ЗТМ оснащались задней гидравлической навесной системой и задним двухскоростным валом отбора мощности.
На тракторы ЗТМ устанавливалась одноместная кабина каркасного типа, с открывающимися окнами и системой отопления и вентиляции.
===
В заключение отметим не очень приятный факт: производство тракторов ЗТМ в Омске было прекращено в 2011 году, поскольку завод «Омсктрансмаш» в то время был признан банкротом.
Поэтому сейчас в России фактически нет собственного производства тракторов тягового класса 1.4 (если не считать тракторы МТЗ Беларус-80/82 российской сборки).
===
Рекомендуем почитать: Самый простой трактор МТЗ Беларус-80: помощник для фермера за 1,3 миллиона рублей