Найти в Дзене
Андрей Мятиев

"Скандальный номер." Злоключения питерских велосипедистов, желавших получить велономера в 1901 году. По материалам Веломузея.

Не подумайте, дорогие читатели, "желтая пресса" тут не при чем... Речь пойдет о... номерных знаках для велосипеда. Веломузей располагает большой коллекцией велосипедных номерных знаков, которые выдавались в Российской Империи и Советском Союзе практически во всех городах с 1894 по 1961 год, а кое-где - вплоть до 1990-х годов. Так вот, номера, послужившие темой для названия этой публикации, выдавались Санкт-Петербургской Городской Управой в 1901 году - сроком на три года. До 1901 года номера ( "нумера", или "жестянки") выдавали на 1 год и владельцы велосипедов обязаны были в начале следующего года озаботиться получением новых. Эксперимент 1901 года был признан неудачным, и с 1904 года вернули порядок выдачи "жестянок" на годовой срок.

Передний велосипедный номерной знак, выданный Санкт-Петербургской городской управой в 1901 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Передний велосипедный номерной знак, выданный Санкт-Петербургской городской управой в 1901 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задний велосипедный номерной знак, выданный Санкт-Петербургской городской управой в 1901 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Задний велосипедный номерной знак, выданный Санкт-Петербургской городской управой в 1901 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Номерные знаки 1901 года считались "эталоном" неудобства и неудачности конструкции. Выдавали два номера - передний и задний. Передний крепился к вилке велосипеда на хомуте, являвшимся частью самого номера, а задний крепился на шнурках к седлу. Номера сделаны из двухслойной латуни, спаяны по канту, имеют значительный вес и довольно крупные по размеру. Естественно, что с такими "достоинствами" таблички часто терялись, ломались и вообще доставляли массу неудобств своим владельцам. Ко всему прочему, во время выдачи этих номеров в начале 1901 года разразился скандал, так как помимо неудачной конструкции, Городская Управа не смогла обеспечить нормальную своевременную выдачу "жестянок" - собравшиеся велосипедисты образовали огромную очередь, скандалили, требуя ускорить выдачу. Весь этот бедлам нашел отражение в прессе того времени. Вот, для примера - статья в журнале "Русский Турист", рассказывающая о злоключениях законопослушных петербургских велосипедистов. ;-) Подшивки этого редчайшего в наше время журнала также хранятся в коллекции Веломузея.

Рекомендую посмотреть другие статьи, рассказывающие о жизни российских велосипедистов в Российской Империи:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Статья из майского журнала "Русский Турист" за 1901 год, освещающая проблему "номеров". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Статья из майского журнала "Русский Турист" за 1901 год, освещающая проблему "номеров". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее двух девушек (вероятно, сестер) на английских велосипедах "Psycho" фабрики J. Starley в петербургском фотоателье летом 1901 года. На велосипеде хорошо виден регистрационный номерной знак, о котором этот рассказ.
Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее двух девушек (вероятно, сестер) на английских велосипедах "Psycho" фабрики J. Starley в петербургском фотоателье летом 1901 года. На велосипеде хорошо виден регистрационный номерной знак, о котором этот рассказ.
Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее двух девушек (вероятно, сестер) на английских велосипедах "Psycho" фабрики J. Starley в петербургском фотоателье летом 1901 года. На велосипеде хорошо виден регистрационный номерной знак, о котором этот рассказ.
Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее двух девушек (вероятно, сестер) на английских велосипедах "Psycho" фабрики J. Starley в петербургском фотоателье летом 1901 года. На велосипеде хорошо виден регистрационный номерной знак, о котором этот рассказ.