Найти тему

Воздушные винты для дирижабля.

Три года назад занимался анализом оптимальных винтов для тихоходных аппаратов - с прицелом на маленький дирижабль.

К этому анализу меня сподвигла ситуация с близкими по скоростям летательными аппаратами - мотопарапланы и аэрошуты.

КПД винта на этих аппаратах редко бывает больше 0,5, а то и вообще 0,4-0,3, а добирают недостающую тягу мощностью двигателя и, соответственно - лишним весом. Можно ли уйти от такой ситуации? Теоретический предел КПД воздушных винтов - 0,9. Соответственно - теоретически возможен в два раза менее мощный двигатель, как минимум в полтора раза легче при этом.

Далее - сама статья 2021 года:

Расчетная скорость, для которой считаем винты и винтомоторные установки (пока предполагаем две основных силовых установки в средней части корпуса/оболочки - в районе центра тяжести) - 20 м/с (72 км/ч).

Сопротивление на этой скорости:

-2

Дирижабля объемом 100 м3 - 30 кг.

-3

Дирижабля объемом 150 м3 - 43 кг.

-4

Дирижабля объемом 200 м3 - 52 кг.

Потребные мощности:

6 кВт (8,16 л.с.)

8,6 кВт (11,69 л.с.)

10,4 кВт (14,14 л.с.)

Далее для примера просчитаем один самый маленький (100 м3) дирижабль.

Воспользуемся рекомендациями из книги Бадягина "Проектирование легких самолетов", - приведу в качестве примера три странички, нужные для расчета:

-5
-6
-7

Мощности двигателей (КПД винта задаем 0,8):

6/0,8=7,5 кВт (10,2 л.с.)

Так как двигателей два, в дальнейшем считаем один, половинной от выше посчитанной мощности.

Задаемся рядом частот вращения винта. Так как задача малошумности присутствует, то частоты выберем 500 об/мин, 1000 об/мин, 1500 об/мин.

Приближенно определяем диаметр винта по статистической формуле:

-8

N=5.1 л.с. V=72 км/ч, n=500 об/мин, дельта=1 (высота - на уровне земли) kd=98 - винт деревянный скоростной.

D=2,25 м, окружная скорость (конца лопасти) 58,6 м/с

Для 1000 об/мин D=1,6 м, окружная скорость (конца лопасти) 83,9 м/с

Для 1500 об/мин D=1,3 м окружная скорость (конца лопасти) 102 м/с

Вычисляем коэффициент мощности винта:

-9

Для 500 об/мин и D=2,25 коэффициент мощности равен 0,092

Для 1000 об/мин и D=1,6 м коэффициент мощности равен 0,062

Для 1500 об/мин и Д=1,3 м коэффициент мощности равен 0,052

Вычисляем поступь винта:

-10

Для 500 об/мин и D=2,25 поступь 1,07

Для 1000 об/мин и D=1,6 поступь 0,75

Для 1500 об/мин и Д=1,3 поступь 0,61

По характеристикам винтов различных серий и коэффициенту мощности и поступи винта определяем КПД и угол установки винта.

Винт фиксированного шага - для него определяется шаг винта
Винт фиксированного шага - для него определяется шаг винта

Для серии деревянных винтов ЦАГИ СДВ-1

точка для 500 об/мин немного выпадает за график - берем ближайшее значение:

КПД=0,82

относительный (отнесенный к диаметру) шаг винта 1,3

для 1000 об/мин

КПД=0,8

относительный шаг винта 1,1

Для 1500 об/мин

КПД=0,79

относительный шаг винта 0,9

Винт изменяемого (или переставного) шага - для него задается угол установки лопасти винта
Винт изменяемого (или переставного) шага - для него задается угол установки лопасти винта

Для серии двухлопастных винтов NACA 5868-9 с гондолой рядного мотора для

500 об/мин

КПД=0,84

Угол установки 29 градусов

1000 об/мин

КПД=0,82

Угол установки 21 градус

1500 об/мин

КПД=0,78

Угол установки 18 градусов

Судя по изображению гондолы эти два графика перепутаны - рядный и звездообразный. Или, если судить по максимальным значениям КПД, просто перепутаны картинки гондолы
Судя по изображению гондолы эти два графика перепутаны - рядный и звездообразный. Или, если судить по максимальным значениям КПД, просто перепутаны картинки гондолы

Для серии двухлопастных винтов NACA 3868-3 с гондолой звездообразного мотора для

500 об/мин

КПД=0,85

Угол установки 29 градусов

1000 об/мин

КПД=82

Угол установки 21 градус

Для 1500 об/мин

КПД=0,78

Угол установки 18 градусов

Другой источник предлагает похожую, но несколько иную методику расчета.

-14

Теоретический предел тяги винта

Для конструктора СЛА представляет интерес возможность без расчетов делать приближенные оценки тяги, создаваемой силовой установкой. Эта задача достаточно просто решается с помощью теории идеального пропеллера, согласно которой тяга винта представляется функцией трех параметров: мощности двигателя, диаметра винта и скорости полета. Практика показала, что тяга рационально выполненных реальных винтов всего на 15 - 25% ниже предельных теоретических значений.

Результаты расчетов по теории идеального пропеллера показаны на следующем графике, который позволяет определить отношение тяги к мощности в зависимости от скорости полета и параметра
N/D**2 . Видно, что при околонулевых скоростях тяга в сильной степени зависит от диаметра винта, однако уже на скоростях порядка 100 км/ч указанная зависимость менее существенна. Кроме того, график дает наглядное представление о неизбежности уменьшения тяги винта по скорости полета, что необходимо учитывать при оценке летных данных СЛА.

-15

При скорости 75 км/ч и КПД в 100% теоретическая тяга 35 Н (примерно 3,5 кгс) на 1 л.с. - это самая верхняя граница, выше быть не может даже в самой "теоретической теории", а если взять максимально достижимый КПД, например для винта английской серии - 90%, тяга составит 31,8 Н (примерно 3,1 кгс) на одну л.с. Это немного выше верхней кривой на приведенном графике.

То есть, если уменьшить величину N/D**2 до предела, значительного выигрыша P/N не получим. Вернее - получим, но только на скоростях, стремящихся к нулю. Нам это интересно, но значительно меньшее, нежели на максимальной скорости.

На этом в 2021 году статья заканчивается. Возможно вернусь к этому вопросу и допишу. Кстати - именно на основе данного анализа легко перейти к анализу марсианского вертолета. Что я и сделал. Возможно есть какие то ограничения на его полет - но аэродинамика и динамика полета таких ограничений не дает. Потому, с большой долей вероятности - все, что говорит оф версия про марсианский вертолет - правда. Может только немного приукрашенная.

-16