В середине XX века пассажирские перевозки на Советской железной дороге стремительно набирали обороты. Помимо увеличения пассажиропотока, главной задачей оставалась полная замена паровой тяги более совершенной - тепловозной.
В связи с этим, было принято решение о разработке локомотивов, предназначенных целиком и полностью для пассажирских перевозок. Именно так на свет появились герои сегодняшней статьи - тепловозы ТЭ7 и ТЭП10. Первые серийные пассажирские тепловозы в Советском Союзе. Начать я предлагаю с тепловоза серии ТЭ7.
Тепловоз ТЭ7
Основой разработки этого легендарного локомотива стал грузовой тепловоз серии ТЭ3. Главной задачей при проектировании тепловоза ТЭ7 было сохранение мощных дизелей 2Д100 и увеличение конструкционной скорости. Тепловоз начал разрабатываться на Харьковском заводе транспортного машиностроения и впервые выехал из производственного цеха в конце 1956 года.
Первые 28 тепловозов были изготовлены на Харьковском заводе с 1956 по 1962 год, остальное серийное производство продолжилось на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе вплоть до 1964 года. Всего же было построено 133 тепловоза данной серии ( из них 28 - на Харьковском, 85 - на Ворошиловградском заводах). Основные задачи при разработке тепловоза были выполнены. Тепловоз был оснащен дизелем 2Д100 и увеличил конструкционную скорость до 140 км/ч. Увеличение скорости произошло за счет изменения соотношения передаточного числа тягового редуктора (66:26 вместо 75:17), что позволило снизить расчетную силу тяги, и, как следствие, увеличить скорость.
Изменения также коснулись и кабины машиниста тепловоза, она стала более светлой и просторной. В дальнейшем такие кабины начали применяться и в грузовых собратьях - тепловозах ТЭ3 (с 1958 года).
Тепловозы ТЭ7 поступали на Октябрьскую железную дорогу в депо Ленинград-Пассажирский-Московский, где эксплуатировались взамен паровозов со скорыми поездами на участке Ленинград-Москва. Уже после электрификации данные машины были разбросаны по территории Советского Союза.
ТЭ7 успешно эксплуатировался с главным поездом страны №1/2 "Красная Стрела" сообщением Ленинград-Москва.
Массовое списание тепловозов ТЭ7 началось в 1981 году. До середины 90-х годов в эксплуатации находилось порядка 20 тепловозов. Эксплуатировались локомотивы на Северной ж/д. В конце 90-х эти тепловозы были окончательно отставлены от работы.
На сегодняшний день сохранилось всего 3 тепловоза ТЭ7 в качестве музейных экспонатов, и 1 секция, переименованная в ТЭ3-3156А в музее железнодорожного транспорта города Брест.
ТЭ7-013 Россия, Санкт-Петербург, Музей железных дорог России
ТЭ7-080 Россия, Москва, МЖТ на Рижском вокзале
ТЭ7-096 Россия, Новосибирская область, Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина
По данным сайта https://trainpix.org/
Тепловоз ТЭП10
Легендарный тепловоз ТЭП10 - "Стрела" является пассажирской модификацией грузового тепловоза ТЭ10. Выпускался данный локомотив с 1961 по 1968 год на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Всего было построено 335 тепловозов данной серии.
Первый тепловоз имел заводское обозначение ТЭ11.
Грубо говоря, данный тепловоз является слегка приспособленным для пассажирского движения грузовым тепловозом ТЭ10. Изменение передаточного отношения редуктора, установка электропневматического тормоза и ряд небольших изменений в конструкции отдельных узлов - все это позволило создать из грузового тепловоза - пассажирский.
Кузов тепловоза ТЭП10 представляет собой единую цельнонесущую конструкцию, состоящую из набора сварных продольных и поперечных элементов жесткости. Стенки кузова выполнены в виде ферм без раскосов с равномерно распределенными стойками. Стенки кабины машиниста являются продолжением стенок кузова и, таким образом, также включены в единую несущую конструкцию кузова тепловоза.
Применение кузова несущей конструкции было вызвано желанием снизить вес тепловоза.
Тепловоз ТЭП10 оснащался дизелем 10Д100 мощностью 3000 л.с. и был приспособлен для вождения тяжеловесных поездов с тяжелым профилем пути. Тепловоз мог развивать скорость до 140 км/ч.
Интересный факт!
Данный тепловоз имел возможность эксплуатироваться по системе многих едениц.
Тепловозы ТЭП10 эксплуатировались в Ленинградской области, Волгограде, Саратове и Ташкенте. Длительное время тепловоз ТЭП10 был одним из основных в пассажирском движении на участке Черусти — Красноуфимск Горьковской железной дороги. Списание тепловозов ТЭП10 начинается с середины 80-х годов и затягивается аж до 2006 года (если верить https://ru.wikipedia.org).
Сохранить до наших дней удалось 6 тепловозов серии ТЭП10. Все они являются музейными экспонатами на территориях Постсоветского пространства.
ТЭП10-048 - памятник в депо Муром
ТЭП10-082 - Музей железнодорожного транспорта в г.Новосибирск
ТЭП10-126 - Ташкентский музей железнодорожной техники
ТЭП10-163 - Музей железных дорог России, Санкт-Петербург
ТЭП10-186 - МЖТ на Рижском вокзале, Москва
ТЭП10-311 - Ростовский музей железнодорожного транспорта, Ростов-на-Дону
Тепловозы ТЭ7 и ТЭП10 являются важными локомотивами с точки зрения пассажирского тепловозостроения. Именно эти красавцы одними из первых начали заменять паровозы на пассажирском движении. Всегда с теплотой вспоминаю эти милые тепловозы, ведь они по сути своей являются доработанной версией грузовых собратьев (ТЭ3 и ТЭ10 соответственно), однако, есть что-то в них особенное, то, что цепляет за душу.
А какой вы из этих двух тепловозов помните больше, "семёрку" или "Стрелу"?
Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на Железнодорожный транспорт. До новых встреч! :)
Смотрите также:
Пассажирские локомотивы времён СССР. Электровозы серии ЧС4 и ЧС4Т.
Легендарные пассажирские тепловозы времён СССР. ТЭП60 и ТЭП70
#железная дорога #транспорт #локомотивы #поезда