Найти в Дзене

Легендарные пассажирские локомотивы времён СССР. Тепловозы ТЭ7 и ТЭП10

Оглавление

В середине XX века пассажирские перевозки на Советской железной дороге стремительно набирали обороты. Помимо увеличения пассажиропотока, главной задачей оставалась полная замена паровой тяги более совершенной - тепловозной.

В связи с этим, было принято решение о разработке локомотивов, предназначенных целиком и полностью для пассажирских перевозок. Именно так на свет появились герои сегодняшней статьи - тепловозы ТЭ7 и ТЭП10. Первые серийные пассажирские тепловозы в Советском Союзе. Начать я предлагаю с тепловоза серии ТЭ7.

Тепловоз ТЭ7

Тепловоз ТЭ7-046. Россия, Владимирская область, депо Александров. Источник: https://trainpix.org/photo/187793/
Тепловоз ТЭ7-046. Россия, Владимирская область, депо Александров. Источник: https://trainpix.org/photo/187793/

Основой разработки этого легендарного локомотива стал грузовой тепловоз серии ТЭ3. Главной задачей при проектировании тепловоза ТЭ7 было сохранение мощных дизелей 2Д100 и увеличение конструкционной скорости. Тепловоз начал разрабатываться на Харьковском заводе транспортного машиностроения и впервые выехал из производственного цеха в конце 1956 года.

Тепловоз ТЭ7-001. Источник: https://matsam.livejournal.com/2205376.html
Тепловоз ТЭ7-001. Источник: https://matsam.livejournal.com/2205376.html

Первые 28 тепловозов были изготовлены на Харьковском заводе с 1956 по 1962 год, остальное серийное производство продолжилось на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе вплоть до 1964 года. Всего же было построено 133 тепловоза данной серии ( из них 28 - на Харьковском, 85 - на Ворошиловградском заводах). Основные задачи при разработке тепловоза были выполнены. Тепловоз был оснащен дизелем 2Д100 и увеличил конструкционную скорость до 140 км/ч. Увеличение скорости произошло за счет изменения соотношения передаточного числа тягового редуктора (66:26 вместо 75:17), что позволило снизить расчетную силу тяги, и, как следствие, увеличить скорость.

Изменения также коснулись и кабины машиниста тепловоза, она стала более светлой и просторной. В дальнейшем такие кабины начали применяться и в грузовых собратьях - тепловозах ТЭ3 (с 1958 года).

Тепловозы ТЭ7-001 и ТЭ3-012. СССР, Украинская ССР, Харьковская область, Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева В. А. Источник: https://trainpix.org/photo/122285/?vid=64314
Тепловозы ТЭ7-001 и ТЭ3-012. СССР, Украинская ССР, Харьковская область, Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева В. А. Источник: https://trainpix.org/photo/122285/?vid=64314

Тепловозы ТЭ7 поступали на Октябрьскую железную дорогу в депо Ленинград-Пассажирский-Московский, где эксплуатировались взамен паровозов со скорыми поездами на участке Ленинград-Москва. Уже после электрификации данные машины были разбросаны по территории Советского Союза.

Тепловоз ТЭ7-013 с дневным экспрессом Ленинград-Москва. СССР, Ленинград, станция Ленинград-Пассажирский-Московский. Источник: https://trainpix.org/photo/85882/?vid=124915
Тепловоз ТЭ7-013 с дневным экспрессом Ленинград-Москва. СССР, Ленинград, станция Ленинград-Пассажирский-Московский. Источник: https://trainpix.org/photo/85882/?vid=124915

ТЭ7 успешно эксплуатировался с главным поездом страны №1/2 "Красная Стрела" сообщением Ленинград-Москва.

Тепловоз ТЭ7-007 с фирменным поездом №1/2 "Красная Стрела" сообщением Ленинград-Москва у пл. Березки. 1960г.  Автор: А.Бернштейн. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?f=34&t=10217&start=10
Тепловоз ТЭ7-007 с фирменным поездом №1/2 "Красная Стрела" сообщением Ленинград-Москва у пл. Березки. 1960г. Автор: А.Бернштейн. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?f=34&t=10217&start=10
Тепловоз ТЭ7-002 с экспрессом Ленинград-Москва у пл.Березки. 1961г. Автор: А.Бернштейн. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?f=34&t=10217&start=10
Тепловоз ТЭ7-002 с экспрессом Ленинград-Москва у пл.Березки. 1961г. Автор: А.Бернштейн. Источник: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?f=34&t=10217&start=10

Массовое списание тепловозов ТЭ7 началось в 1981 году. До середины 90-х годов в эксплуатации находилось порядка 20 тепловозов. Эксплуатировались локомотивы на Северной ж/д. В конце 90-х эти тепловозы были окончательно отставлены от работы.

Тепловоз ТЭ7-086. Источник: https://trainpix.org/photo/220007/?vid=64291
Тепловоз ТЭ7-086. Источник: https://trainpix.org/photo/220007/?vid=64291

На сегодняшний день сохранилось всего 3 тепловоза ТЭ7 в качестве музейных экспонатов, и 1 секция, переименованная в ТЭ3-3156А в музее железнодорожного транспорта города Брест.

ТЭ7-013 Россия, Санкт-Петербург, Музей железных дорог России
ТЭ7-080 Россия, Москва, МЖТ на Рижском вокзале
ТЭ7-096 Россия, Новосибирская область, Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина
По данным сайта https://trainpix.org/
Тепловоз ТЭ7-080 в Музее истории железнодорожного транспорта на Рижском вокзале. Автор: dymon.z. Источник: https://trainpix.org/photo/29037/?vid=46775
Тепловоз ТЭ7-080 в Музее истории железнодорожного транспорта на Рижском вокзале. Автор: dymon.z. Источник: https://trainpix.org/photo/29037/?vid=46775

Тепловоз ТЭП10

Легендарный тепловоз ТЭП10 - "Стрела" является пассажирской модификацией грузового тепловоза ТЭ10. Выпускался данный локомотив с 1961 по 1968 год на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Всего было построено 335 тепловозов данной серии.

Первый тепловоз имел заводское обозначение ТЭ11.
Тепловоз ТЭП10-048. Россия, Владимирская область, депо Муром. Автор: Mehanik75. Источник: https://trainpix.org/photo/181115/?vid=11533
Тепловоз ТЭП10-048. Россия, Владимирская область, депо Муром. Автор: Mehanik75. Источник: https://trainpix.org/photo/181115/?vid=11533

Грубо говоря, данный тепловоз является слегка приспособленным для пассажирского движения грузовым тепловозом ТЭ10. Изменение передаточного отношения редуктора, установка электропневматического тормоза и ряд небольших изменений в конструкции отдельных узлов - все это позволило создать из грузового тепловоза - пассажирский.

Схема тепловоза ТЭП10. Источник: http://railway.in.ua/photo/chertezhi_teplovozov/22
Схема тепловоза ТЭП10. Источник: http://railway.in.ua/photo/chertezhi_teplovozov/22

Кузов тепловоза ТЭП10 представляет собой единую цельнонесущую конструкцию, состоящую из набора сварных продольных и поперечных элементов жесткости. Стенки кузова выполнены в виде ферм без раскосов с равномерно распределенными стойками. Стенки кабины машиниста являются продолжением стенок кузова и, таким образом, также включены в единую несущую конструкцию кузова тепловоза.

Применение кузова несущей конструкции было вызвано желанием снизить вес тепловоза.

Тепловоз ТЭП10 оснащался дизелем 10Д100 мощностью 3000 л.с. и был приспособлен для вождения тяжеловесных поездов с тяжелым профилем пути. Тепловоз мог развивать скорость до 140 км/ч.

Интересный факт!
Данный тепловоз имел возможность эксплуатироваться по системе многих едениц.
Тепловоз ТЭП10-060 с поездом № 26 "Иртыш" Москва — Омск. СССР, Московская область, станция Черусти. Автор: михаил шестаков. Источник: https://trainpix.org/photo/275587/
Тепловоз ТЭП10-060 с поездом № 26 "Иртыш" Москва — Омск. СССР, Московская область, станция Черусти. Автор: михаил шестаков. Источник: https://trainpix.org/photo/275587/

Тепловозы ТЭП10 эксплуатировались в Ленинградской области, Волгограде, Саратове и Ташкенте. Длительное время тепловоз ТЭП10 был одним из основных в пассажирском движении на участке Черусти — Красноуфимск Горьковской железной дороги. Списание тепловозов ТЭП10 начинается с середины 80-х годов и затягивается аж до 2006 года (если верить https://ru.wikipedia.org).

Тепловоз ТЭП10-269. СССР, Узбекская ССР, Ташкент, депо Ташкент. Источник: https://trainpix.org/photo/187265/?vid=121227
Тепловоз ТЭП10-269. СССР, Узбекская ССР, Ташкент, депо Ташкент. Источник: https://trainpix.org/photo/187265/?vid=121227

Сохранить до наших дней удалось 6 тепловозов серии ТЭП10. Все они являются музейными экспонатами на территориях Постсоветского пространства.

ТЭП10-048 - памятник в депо Муром
ТЭП10-082 - Музей железнодорожного транспорта в г.Новосибирск
ТЭП10-126 - Ташкентский музей железнодорожной техники
ТЭП10-163 - Музей железных дорог России, Санкт-Петербург
ТЭП10-186 - МЖТ на Рижском вокзале, Москва
ТЭП10-311 - Ростовский музей железнодорожного транспорта, Ростов-на-Дону
Тепловоз ТЭП10-163. Россия, Санкт-Петербург, Музей железных дорог России. Автор: Владик. Источник: https://trainpix.org/photo/208699/?vid=24551
Тепловоз ТЭП10-163. Россия, Санкт-Петербург, Музей железных дорог России. Автор: Владик. Источник: https://trainpix.org/photo/208699/?vid=24551

Тепловозы ТЭ7 и ТЭП10 являются важными локомотивами с точки зрения пассажирского тепловозостроения. Именно эти красавцы одними из первых начали заменять паровозы на пассажирском движении. Всегда с теплотой вспоминаю эти милые тепловозы, ведь они по сути своей являются доработанной версией грузовых собратьев (ТЭ3 и ТЭ10 соответственно), однако, есть что-то в них особенное, то, что цепляет за душу.

А какой вы из этих двух тепловозов помните больше, "семёрку" или "Стрелу"?

Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на Железнодорожный транспорт. До новых встреч! :)

Смотрите также:

Пассажирские локомотивы времён СССР. Электровозы серии ЧС4 и ЧС4Т.

Легендарные пассажирские тепловозы времён СССР. ТЭП60 и ТЭП70

#железная дорога #транспорт #локомотивы #поезда