Panem et circenses («Хлеба и зрелищ») — этой фразе уже почти два тысячелетия, а своей актуальности она не потеряла. Децим Юний Ювенал на рубеже I-II веков одним этим девизом предопределил основные потребности человечества на века.
Животные, жизнедеятельность и поведение которых определяется инстинктами, живут, едят и умирают только для того, чтобы продолжить себя в своих потомках. Считается, что первое животное появилось на нашей планете более 500 миллионов лет назад. Существо, которое можно назвать человеком современного вида появилось не более 200 тысяч лет назад. То есть 99,96% времени, в течение которого развивались живые организмы, на Земле не было разумного существа, которое нуждалось в потреблении чего-либо кроме «хлеба».
Едва обретя сознание человечество обзавелось также и воображением. Воображение, хоть и не является чем-то материальным, требует питания, такого же нематериального. Вот тут-то и появилась потребность в зрелищах.
Несомненно, все древние цивилизации в этом были похожи. В Древнем Риме же произошло осознание факта о потребности публики в "хлебе и зрелищах" - по крайней мере оттуда есть об этом достоверный источник. Люди античности читали произведения своих писателей, посещали театры и конечно болели за своих любимцев на гладиаторских сражениях. Причем, чем более разлагалось римское общество, тем более изощренными становились методы развлечения публики. В период близкий к окончательному разрушению Римской империи толпа буквально подкупалась администрацией едой и вином, а также возможностью посещения арен, где демонстрировались кровопролитные бои с неизбежной смертью кого-либо из гладиаторов.
В современном мире у большинства людей в развитых странах есть доступ к «хлебу» - голод от неурожая населению в принципе не грозит. Соответственно первое слагаемое "Panem et circenses" пока выведена за скобки. Вторая составляющая - «зрелища» - также претерпела значительные метаморфозы по сравнению с древнеримским обществом. Сейчас в качестве зрелищ для массового потребителя выступают кино, спортивные состязания, контент в интернете и т. д. То есть за две тысячи лет очень увеличилось разнообразие развлечений, но не очень изменилась суть. Подобным образом власти также могут манипулировать массовым сознанием. Не зря Ленину приписывают фразу «... из всех искусств для нас важнейшим является кино» . А вождя мирового пролетариата можно считать кем угодно, но не дураком. В деле управления толпой он и вовсе съел самую жирную собаку.
В наше время в индустрии развлечений задействовано количество людей сравнимое с занятыми в производстве продуктов питания. Зрелища — давно стали предметом торговли, ведь если на что-то есть спрос, то будет формироваться и предложение. Главным поставщиком зрелищ на мировом рынке является США, а точнее — Голливуд. Самые успешные кинопроекты собирают по миру кассу, превышающую 2 миллиарда долларов. А ведь в мире немало государств - причем речь идет не только и микрогосударствах - годовой ВВП которых значительно ниже этого показателя: к примеру, Эритрея с населением более 6 миллионов человек имеет ВВП (по оценке МВФ за 2019 год ) 1,98 млрд. долларов.
Люди — конкурентные существа, особенно мужская половина, поэтому им нравится смотреть соревнования. Давно уже канули в лету смертельно опасные для участников сражения в амфитеатрах, их место занял соревновательный спорт. К слову, финансовые обороты в этой сфере тоже поражают воображение.
Современный массовый зритель представляет собой аналог античной толпы. Ключевая общая черта - он не особо склонен к анализу потребляемых зрелищ. Его больше интересует контент, который не надо переваривать, поэтому гораздо более кассовыми становятся фильмы с качественной визуальной составляющей, но с незамысловатым сюжетом и поверхностными образами героев (например, продукция Marvel).
Можно сделать вывод, что зрелища, также как и пища, относятся к базовым физиологическим потребностям. А значит древнеримская формула будет сопровождать человечество весь период его существования. Меняется образ жизни, меняются технологии, меняются цивилизации, но не меняются люди.