Найти в Дзене

Как стать женой бога. Лайфхаки индийских богинь

Сегодня мы поговорим о женских божествах в индуизме. Традиции Вишну и Шивы, бесспорно, доминируют в священной индуистской литературе, их культы всегда являлись наиболее влиятельными и многочисленными, но наряду с ними, в индуизме существует древняя традиция поклонения Великой Богине и множеству региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями. Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Культ плодородия, воплощенный в образах богинь-матерей, в тот период был развитым и выразительным. Образ Великой Матери отразился в последующей индуистской традиции во множестве женских культов.

В индуизме почитается огромное число различных богинь. Они известны под именем «Деви», что означает просто «богиня». Из-за аналогии между плодородием земли и женской репродуктивностью к богине часто обращаются «Мать» («Мата» в Северной Индии и «Амман» - в Южной). Культ Деви восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» — творческой энергии божества, которая персонифицируется в образе его супруги. Как правило, когда почитается одна, Деви выступает в гневной форме, а когда как супруга мужского божества, - в доброжелательной, мирной. Таким образом, у различных форм Деви различные характеристики. Деви в гневной форме изображается в основном с оружием, которым она побеждает демонов и защищает своих почитателей, охраняя космический порядок.

Еще одна особенность культа Деви – тенденция сводить множество богинь к единому образу. Существуют следующие проявления Деви: Навадурга (9 Дург), Аштамахалакшми (8 великих Лакшми), Саптаматрика (7 матерей) и т.д.

Пять форм Дурги. Хромолитография. Индия, XX в.
Пять богинь из группы Дашамахавидья (группа из десяти женских божеств, наибольшую роль играют в тантрических направлениях индуизма). Почитаются как формы Великой Богини (санскр. Mahādevī). В состав Дашамахавидья входят как имеющие самостоятельное значение божества, так и встречающиеся только в группе. Это: Кали, Тара, Трипурасундари (Шодаши), Бхубанешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги, Камала. Гневные ипостаси: Кали, Тара, Чиннамаста, Багала, Дхумавати, Бхайрави, Матанги. Милостивые ипостаси: Бхубанешвари, Камала, Шодаши. В центре - богиня Камала в красном сари с золотой каймой. У нее длинные черные распущенные волосы. На голове корона, на шее ожерелье, на четырех руках и ногах браслеты. Она сидит на красном лотосе, правая нога покоится на другом лотосе. По бокам от нее стоят четыре слона и поливают ее водой из кувшинов. Сверху справа богиня Багала. Сидит на небольшой скамеечке, на голове корона, черные волосы распущены, одета в желтое сари с красной каймой. Левой рукой держит за язык существо, в руках которого сабля. Правая рука с булавой занесена для удара. Сверху слева богиня Бхайрави, восседающая на красном лотосе. На голове корона, волосы распущены, одета в красное сари с желтой каймой. На шее гирлянда из цветов, на руках и ногах браслеты. Левая нога покоится на лотосе. В четырех руках богиня держит различные атрибуты. Внизу изображены богини Бхубанешвари и Матанги. Бхубанешвари (внизу справа) сидит на голубом лотосе, который расположен на небольшом троне. Левая нога касается земли. У нее высокая корона, на шее ожерелье, на руках и ногах браслеты, одета в красное сари с желтой каймой. Матанги (внизу слева) сидит на троне. У нее зеленая кожа, на голове корона, на шее ожерелья, на руках и ногах браслеты. Левая нога опущена на небольшую подушечку. Одета в красное сари с желтой каймой, в руках держит палицу, меч и скипетр.
Пять форм Дурги. Хромолитография. Индия, XX в. Пять богинь из группы Дашамахавидья (группа из десяти женских божеств, наибольшую роль играют в тантрических направлениях индуизма). Почитаются как формы Великой Богини (санскр. Mahādevī). В состав Дашамахавидья входят как имеющие самостоятельное значение божества, так и встречающиеся только в группе. Это: Кали, Тара, Трипурасундари (Шодаши), Бхубанешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги, Камала. Гневные ипостаси: Кали, Тара, Чиннамаста, Багала, Дхумавати, Бхайрави, Матанги. Милостивые ипостаси: Бхубанешвари, Камала, Шодаши. В центре - богиня Камала в красном сари с золотой каймой. У нее длинные черные распущенные волосы. На голове корона, на шее ожерелье, на четырех руках и ногах браслеты. Она сидит на красном лотосе, правая нога покоится на другом лотосе. По бокам от нее стоят четыре слона и поливают ее водой из кувшинов. Сверху справа богиня Багала. Сидит на небольшой скамеечке, на голове корона, черные волосы распущены, одета в желтое сари с красной каймой. Левой рукой держит за язык существо, в руках которого сабля. Правая рука с булавой занесена для удара. Сверху слева богиня Бхайрави, восседающая на красном лотосе. На голове корона, волосы распущены, одета в красное сари с желтой каймой. На шее гирлянда из цветов, на руках и ногах браслеты. Левая нога покоится на лотосе. В четырех руках богиня держит различные атрибуты. Внизу изображены богини Бхубанешвари и Матанги. Бхубанешвари (внизу справа) сидит на голубом лотосе, который расположен на небольшом троне. Левая нога касается земли. У нее высокая корона, на шее ожерелье, на руках и ногах браслеты, одета в красное сари с желтой каймой. Матанги (внизу слева) сидит на троне. У нее зеленая кожа, на голове корона, на шее ожерелья, на руках и ногах браслеты. Левая нога опущена на небольшую подушечку. Одета в красное сари с желтой каймой, в руках держит палицу, меч и скипетр.

Рассмотрим триаду основных божеств индуистского пантеона и их божественных спутниц. Начнем с богини мудрости Сарасвати и ее супруга бога-творца Брахмы.

Брахма – это высшее существо, открывающее триаду, создатель вселенной. В качестве творца вселенной он появляется в пуранах. Он пребывает в золотом солнцеподобном яйце (хиранья-гарбха) до начала творения, а потом силой мысли разделяет его на две половины (небо и земля), между которыми находится пространство. Затем создает пять элементов (вода, огонь, земля, воздух и эфир), богов, жертвоприношения и веды, звезды, времена года, равнины, моря, реки, людей и т.д. Существует и другая версия рождения Брахмы: из лотоса с тысячей лепестков, который вырастает из пупка бога Вишну, покоящегося на поверхности первичного океана в перерывах между творениями.

Вишну, возлежащий на лотосе. Бумага, печать. Индия, XX в.
Вишну, возлежащий на лотосе. Бумага, печать. Индия, XX в.

Брахма пребывает в своем царстве Брахмалока на вершине священной горы Меру. Средством передвижения бога является белый лебедь или гусь. Обычно Брахма изображается с четырьмя лицами, у него четыре или восемь рук, спутанные волосы, может быть короткая заостренная борода и шкура черной антилопы в качестве накидки. Головы Брахмы господствуют над четырьмя сторонами света, считается, что из них изошли четыре древнейшие веды. Атрибуты Брахмы — сосуд для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки, символизирующие вечность времени, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка для возлияния на огонь жертвенного масла. Свою супругу Сарасвати, согласно мифологии, Брахма создал из собственного рта.

И-2047-VII Брахма
Бумага, краска. Индия, XX в.
И-2047-VII Брахма Бумага, краска. Индия, XX в.

Сарасвати в древнеиндийской мифологии является рекой и богиней, ее имя переводится как «относящаяся к воде», «изящная». Она является богиней красноречия и мудрости, покровительницей искусств и наук. Обычно изображается в белых одеждах, с белыми цветами, ее чело украшает месяц, у нее четыре руки, в которых она держит вину (индийская лютня), лотос, четки и книгу знаний. Книга символизирует ее покровительство науке и учености, вина – искусству, лотос и четки указывают на ее связь с духовными знаниями и ритуальными практиками. Чаще всего Сарасвати изображается сидящей на лотосовом троне или белом лебеде.

Сарасвати. Холст, краска. Индия, XX в.
Сарасвати. Холст, краска. Индия, XX в.

В Государственном музее истории религии есть как скульптурные, так и графические изображения богини мудрости и ее супруга Брахмы. Сарасвати является в Индии важной и популярной богиней.

Сарасвати. Металл. Индия, XIX в.
Сарасвати. Металл. Индия, XIX в.

У Брахмы существует и еще одна жена – Гаятри . В пуранах рассказывается, что когда Брахма готовился в Пушкаре к совершению великого жертвоприношения, которое невозможно без участия жены жертвователя, Сарасвати задерживалась. Тогда, чтобы не сорвать церемонию, Брахма попросил Индру найти ему жену. Нашли молодую девушку и очистили ее перед свадьбой, положив в рот священной коровы. Затем Брахму и Гаятри поженили. Когда Сарасвати увидела рядом с мужем новую жену, она в гневе прокляла его, сказав, что ему нигде не будут поклоняться, кроме Пушкара. Богиня Гаятри обычно изображается сидящей на лотосе с пятью головами и десятью руками.

Гаятри. Хромолитография. Индия, XX в.
Гаятри. Хромолитография. Индия, XX в.

Ждите нашу следующую статью! В ней мы продолжим рассказ о спутницах индийских богов, поговорим о боге-разрушителе Шиве и его супруге.