Статьи
28 прочтений · 6 дней назад
Феномен старообрядческой книжности конца XIX — начала ХХ веков — гектографированные издания
Кроме ценных коллекций, в фонде Научной библиотеки Музея истории религии хранится немало редких книг. Например, вот эта - богословский трактат старообрядцев-беспоповцев поморского согласия "Апология о причащении тела и крови Христовой". Одна из особенностей этой книги заключается в том, что отпечатана она была на гектографе. Гектографированные издания занимают как бы промежуточное положение между печатной и рукописной книгой. С печатной книгой эти издания роднит наличие тиража. Отличие же их состоит...
6 прочтений · 2 недели назад
Хранители МИРа. В память о сотрудниках Музея истории религии, работавших в годы Великой Отечественной войны...
В 79 годовщину Дня Победы мы вспоминаем наших сотрудников, трудившихся в годы войны и блокады в Музее истории религии и воевавших на советских фронтах. В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников музея находились на фронте. На плечи тех, кто остался в музее, легли многочисленные обязанности – поддержание сохранности музейных коллекций, дежурство на крыше Казанского собора, где тогда располагался музей, тушение зажигательных бомб. Еще в марте 1941 года по приказу директора музея Юрия Павловича Францова была создана группа МПВО (местной противовоздушной обороны)...
19 прочтений · 4 недели назад
Новая выставка "Мир ислама в фотоколлекции Императорского Православного Палестинского Общества" открылась в Музее истории религии. Выставка представляет фотографии по истории ислама из коллекции Императорского Православного Палестинского Общества. Это 59 фотографий рубежа XIX–XX веков, хранящиеся в фондах музея – на них запечатлены святые места, почитаемые в равной степени и христианами, и мусульманами, представлена повседневная жизнь исламского населения Османской империи. Каждую из редких фотографий, представляющих исторический и этнографический интерес, сопровождают параллели из текста Корана, а также отсылки к текстам, связанным с русской культурой. Дополняют выставку ритуальные предметы и сосуды, реликвии и амулеты паломников, облачения, редкие издания. «Я убежден, что выставка обязательно найдет своих зрителей, и верю, что когда на Святую землю вновь вернется мир, каталог проекта сможет стать востребованным путеводителем по удивительным святыням трех религий», – подчеркнул Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитаж и председатель Санкт-Петербургского отделения ИППО (Императорского Православного Палестинского Общества). Почти сразу после своего создания в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество стало активно и системно собирать фотографии, посвященные Ближнему Востоку. Это собрание, хранящееся ныне в Музее истории религии, представляет большой интерес для специалистов по истории ислама. Святыни Палестины в начале XX в. привлекали не только русских христиан, но и двадцать миллионов мусульман Российской Империи. Главным местом паломничества для них была Мекка, но многие из русских хаджи, которых в первое десятилетие XX в. было около 16–25 тысяч в год, стремились попасть и в Иерусалим. В начале XX в. хадж и православное паломничество в Иерусалим были поставлены едва ли не в равные условия. Так возник русский угол зрения на палестинские святыни, который не был исключительно православным – и этот взгляд нашел свое отражение в фотоколлекции ИППО. Основатели ИППО уделяли искусству фотографии особое внимание и рассматривали ее как способ зафиксировать в развитии стремительно меняющийся на рубеже XIX–XX вв. облик Святой земли. Учреждения ИППО в Палестине активно занимались историко-научными исследованиями в регионе, включая и его исламское наследие. Мусульманская повседневность Палестины, Сирии, Иордании становились объектом изучения и описания. К началу Первой мировой войны, когда Общество остановило свою деятельность на Святой земле, его фотоколлекция содержала уже свыше 7400 работ, из которых более 6700 относились к региону Ближнего Востока. В 2017 г. в Иордании работала международная историко-этнографическая экспедиция, организованная МАЭ РАН, которая вела работы вдоль важнейшего торгового коридора через Аравийский полуостров. Торговый пусть, который завершался паломничеством к святым местам, был важным каналом передачи религиозных представлений и верований. Выставка является продолжением этой работы. Совместный проект, реализуемый под эгидой Императорского православного палестинского общества, объединил специалистов нескольких музеев: Государственного музея истории религии, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Петербургского музея исламской культуры, который выступил его инициатором. Выставка работает до 9 июля 2024 года.
74 прочтения · 4 недели назад
От Волыни до Сибири: охота за запрещенным сочинением Кирилла Транквиллиона «Евангелие учительное»
В 1619 г. в селе Рохманово на Волыни после пятилетней подготовки к печати была выпущена книга Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого «Евангелие учительное». Сочинение, как и его автора, ждала очень непростая судьба. Дата и место рождения Кирилла Транквиллиона доподлинно неизвестны. В первые десятилетия XVII в. Кирилл успел поучаствовать в деятельности православных братств во Львове, Вильно и Замостье, пожил в Уневском и Почаевском монастырях. Странствия автора, по его собственному признанию, были вынужденными: «многия беды и скорби претерпе» он от «неправедных гонителей»...
22 прочтения · 1 месяц назад
Новая выставка "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне", посвященная 300-летию Иммануила Канта, открылась в Государственном музее истории религии. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". В апреле этого года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося мыслителя и философа Иммануила Канта (1724-1804). Мини-выставка, открытая во входной зоне музея, знакомит с биографией и взглядами философа, раскрывает значение его идей для европейской мысли. Вы увидите картины, гравюры, литографии, скульптуру, редкие издания. Деревянная скульптура "Аллегория бедности" (Германия, XVIII в.) и гравюра "Милосердный самарянин" (Париж, XVII в.) иллюстрируют особое отношение Канта к этическим вопросам благотворительности и милосердия. Отдельное место на выставке занимают тексты русской "кантианы" – произведения, посвященные интерпретации кантовской философии в русской интеллектуальной традиции. Наследие Иммануила Канта невероятно значимо для европейской интеллектуальной традиции. Кант развенчал миф о всесилии человеческого рассудка, провозгласил идею следования веры за моралью, а его социально-политический проект оказал огромное влияние на политическую мысль Европы. Спустя 300 лет после рождения Кант остается не только известным философом, но важным феноменом нашей культуры.  Выставка работает до 21 мая 2024 года
17 прочтений · 1 месяц назад
"Лицевая пластика" для масок мистерии Цам. Реставраторы Музея приступили к масштабной реставрации
Специалисты мастерской реставрации полихромной скульптуры Государственного музея истории религии приступили к реставрации комплекса из семи уникальных масок буддийской мистерии Цам. Несколько десятилетий маски радовали посетителей в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм». После реставрационных работ их можно будет увидеть в том виде, в котором они представали перед участниками и зрителями мистерии Цам в буддийских монастырях. Работы, которые стартовали в начале 2024 года, планируется закончить в 2025 году...
14 прочтений · 1 месяц назад
Он сказал: "Поехали!". Ко Дню космонавтики
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. А знаменитая фраза: "Поехали!", которую он воскликнул в начале подъема ракеты, по сути открыла Человеку космос. С незапамятных времен человек с волнением наблюдает за звездным небом, пытаясь разгадать загадки мироздания. Как устроен наш мир? Откуда взялись планеты...
62 прочтения · 1 месяц назад
Драконы в ирландской мифологии
По китайскому календарю, в феврале наступил год Зелёного деревянного дракона, а значит, самое время вспомнить, что говорят легенды разных народов об этих существах. Почему бы не обратиться к сказаниям Изумрудного острова, тем более что местные драконы имеют некоторые общие черты с восточными собратьями? В Ирландии драконов называют "paistie" (читается как "пиште"), считается, что слово происходит от латинского "bestia", но оно также созвучно с "piscis, pisces" (рыбы, рыба). Легенды и сказания описывают...
19 прочтений · 2 месяца назад
Новая выставка "Праздник Чистого света в Китае" открылась во Входной зоне Музея истории религии. Каждый год на 15-й день после весеннего равноденствия (в этом году – 4 апреля) в Китае отмечают Цинмин, или Праздник Чистого света – день поминовения усопших. В этот день китайцы выезжают на природу, посещают могилы предков, запускают воздушных змеев, зажигают благовония и сжигают жертвенные бумажные деньги. На выставке, которая знакомит с историей и обычаями этого праздника, представлены предметы декоративно-прикладного искусства, акварели и ксилографии, предметы для ритуального сожжения (картонные «золотые» и «серебряные» слитки, бумажные деньги, дома и одежда), разнообразные сосуды. Посетители увидят домашний алтарь с табличками с именами предков, квитанцию о денежном переводе в загробный мир и другие необычные экспонаты; узнают, откуда пошли традиционные обряды и ритуалы, и что же китайцы готовят и едят на Цинмин. Основу культуры Китая составляют семейные ценности, сформированные конфуцианской этикой и моралью. При этом семья включает не только живых, но и умерших родственников. Почитание умерших – это, прежде всего, выполнение конфуцианской заповеди сыновней почтительности сяо. Усопшие члены семьи, продолжая существовать в загробном мире, заботятся о родных, интересуются их делами и даже могут влиять на судьбы своих потомков. Подношения духами предков помогают сохранить мир и покой почивших родственников в загробном мире, а в благодарность предки могут даровать удачу и финансовое благополучие. Самым важный день, посвященный поклонению духам предков в Китае, это Праздник Чистого света. Происхождение праздника связано с легендой о гибели народного героя Цзе Цзытуя: В VII веке до н.э., в период Весен и Осеней, в царстве Цзинь жил человек по имени Цзе Цзытуй. Когда цзиньского наследника Чун-эра изгнали и он голодал, сопровождавший его Цзе Цзытуй срезал мясо со своего бедра и накормил своего господина. Когда князь вернулся на родину и взошел на престол, получив имя Вэнь-гуна, он вознаградил всех людей, кто был с ним в эти непростые времена, забыв лишь о Цзе Цзытуе. По этой причине Цзе Цзытуй ушел в горы и стал отшельником. Князь, желая вынудить того вернуться на службу, поджег гору. Но Цзе Цзытуй остался верен себе: он обнял дерево и сгорел заживо. В честь Цзе Цзытуя проводился праздник Холодной Пищи Ханьши. С середины эпохи Тан (618–907 гг.) праздники Ханьши и Цинмин слились в единый трехдневный период поминовения предков. Император Сюань-цзун (712–756) был крайне недоволен тем, что богатые жители Поднебесной демонстративно тратили так много средств на церемонии в честь своих предков, и он объявил, что такие почести можно официально отдавать только раз в год. На Цинмин проводится ритуал сжигания муляжей. Китайцы верят, что на тот свет с покойным отправляется все, чем он пользовался при жизни. Поэтому люди сжигают ритуальные деньги, а также бумажные макеты других важных вещей, которые могут пригодиться умершему родственнику в загробном мире – от часов до машин и домов. Ритуальные деньги цзиньчжи изготавливают из грубой бамбуковой бумаги и украшают печатями, оттисками, кусочками бумаги другого цвета, рисунками и пр. Цзиньчжи делятся на три основных типа: наличные деньги, серебро и золото. Наличные деньги подносят в дар духам недавно умерших людей и духам предков. Золотую бумагу жертвуют верховным божествам, таким как Нефритовый император Юй-хуан. Серебряная бумага подносится другим важным духам загробного мира. Традиционные развлечения в этот день — весенние прогулки, запуск воздушных змеев, угощения (рисовые шарики, жареные нити из теста). Выставка продлится до 16 апреля.
10 прочтений · 2 месяца назад
Новая выставка детских творческих работ "Как строить, проектировать и сооружать" открылась в Музее истории религии. Выставка детских творческих работ открылась в рамках международного конкурса «Мир религии глазами детей». В 2023/2024 учебном году музей проводил конкурс уже в пятнадцатый раз. За это время в программе, включающей в выставки, фестивали и мастер-классы, приняли участие дети не только из России, но и Беларуси, Эстонии, Канады, Ливана. На 15 выставках было представлено более 2 000 работ. В этот юбилейный год мы предложили юным участникам поразмышлять о том, какое значение играет зодчество в истории человечества. Почему архитектуру называют летописью мира? Какая функция первична для построек: сакральная или утилитарная? Как могут выглядеть постройки будущего? Конкурс получил название «Как строить, проектировать и сооружать». Выставка с одноименным названием подводит его итоги. Юные художники запечатлели в своих работах не только ныне существующие сооружения и памятники, но и пофантазировали на тему, как выглядели древние постройки (лабиринт Минотавра, зиккураты Месопотамии, античные храмы), поразмышляли о буднях архитекторов и зодчих, отразили собственное видение городов будущего, а некоторые выступили в роли исследователей – произвели фотофиксацию руинированных памятников и предложили их реконструкцию. И подростки, и совсем юные творцы – от 5 до 18 лет – создали работы в разных материалах и техниках: графические и живописные работы соседствуют с объемными и плоскостными, многоцветные с монохромными. Всего на выставке экспонируется более 190 конкурсных работ из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодара, Великого Новгорода, Минска, Гродно, Донецка, Барнаула, Владивостока. Работы прошли отбор в четырех возрастных номинациях: 5–7 лет, 8–10 лет, 11–13 лет, подростки (14+). Дополняют выставку макеты религиозных сооружений из собрания музея. Творчество участников оценивало авторитетное жюри: директор Государственного музея истории религии Л. А. Мусиенко; заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии Е. А. Терюкова; заслуженный художник РФ, почётный член Российской Академии художеств Ю. К. Люкшин; заместитель председателя Совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов, член Совета общероссийской общественной организации Союза архитекторов России по храмовому зодчеству, член Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской Епархии К. В. Яковлев; заведующая организационно-массовым отделом ГБУДО ДЮТЦ «Васильевский остров» А. А. Гречишникова. Партнеры выставки: • Гродненский государственный музей истории религии • Донецкий республиканский краеведческий музей Спонсоры выставки: • Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева • Санкт-Петербургский Дом Книги • Парк развлечений Smile Park, аттракцион «Дом вверх дном» • Компания «Умная бумага» Музей искренне благодарит всех партнеров, спонсоров, волонтеров проекта и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
231 прочтение · 2 месяца назад
Чудо Голландии
Великий голландский ученый Гуго Гроций (Хёйг де Гроот, 1583- 1645) - философ и правовед, филолог и историк, исследователь религии и поэт - с юных лет обладал феноменальными познаниями. Лейденский университет он закончил в возрасте 15 лет по факультету литературы, помимо родного голландского и латыни владел древнегреческим, древнееврейским, сирийским, арабским, французским, немецким и, возможно, английским языками. Пятнадцатилетним юношей он побывал во Франции в составе дипломатического представительства Голландской Республики для переговоров с королём Генрихом IV...
23 прочтения · 2 месяца назад
Новая выставка "Лениниана. Миф и образ. К 100-летию со дня смерти В. И. Ленина" открылась в Музее истории религии. Выставка посвящена образу «вождя русской революции» Владимира Ленина – образу, который настолько усложнился со временем, что сегодня сложно отделить биографию реального человека от мифа о нем. Раздел «Ленин – жизнь и смерть» рассказывает об основных вехах жизненного пути Владимира Ульянова как революционера и главы советского государства. Раздел «Лениниана» посвящен «посмертному существованию» Ленина в советском массовом сознании и искусстве. На выставке представлены: живопись, пластика, медали и марки, редкие издания – всего более 200 предметов из фондов музея, частного собрания художника и коллекционера Сергея Бугаева и историко-мемориального музея «Смольный». Среди наиболее интересных экспонатов можно назвать лаковое панно «Советская культура» (Мстера, 1985 год), эмалированную агитационную кастрюлю 1920-х годов. В специальной зоне отдыха посетители смогут послушать пластинки советского периода и почитать о детстве Володи Ульянова. «Задача выставочного проекта – показать Владимира Ленина как культурного героя советского мифа, проследить формирование его образа и тиражирование в произведениях искусства и литературы», – рассказал куратор выставки, научный сотрудник Павел Тугаринов. Владимир Ульянов-Ленин – одна из ключевых фигур не только в русской, но и мировой истории. Еще в 1920 г. Максим Горький отмечал, что «Ленин постепенно становится легендарной личностью». Неудивительно, что спустя сто лет после смерти «вождя мирового пролетариата» практически невозможно разделить Ленина как исторического деятеля и Ленина как мифологический образ, который был создан воображением современников и последователей, а впоследствии активно тиражировался в искусстве и литературе. В биографии Ленина переплетаются реальные факты и мифические сюжеты. Уже сразу после смерти в 1924 году образ вождя занимает одно из центральных мест в советской поэзии и прозе. Владимир Ильич превращается в героя бесчисленных народных песен, эпических повествований, сказок и притч, становится неотъемлемой частью советской визуальной культуры. Он бесконечно мультиплицируется в плакатах, книжной графике, фарфоре, живописи, присутствует в доме каждой советской семьи в предметах обихода – настольных календарях, на марках, детских значках. Алые стяги с ликом Ильича колышутся над головами советских тружеников на первомайских демонстрациях, а его заветы в виде лозунгов служат обязательным элементом оформления государственных учреждений и публичных пространств. Имя Ленина носят высшие государственный награды, трудовые коллективы, фабрики, заводы, общественные организации и даже первый в мире советский атомный ледокол. Ульянов-Ленин обретает «вечную жизнь» в названиях городов и улиц. Даже в современной России сохраняется пять «ленинских» городов и более 5000 улиц, площадей и парков, а также огромное количество увековечивающих образ Ленина городских памятников, монументов и мемориальных комплексов. Все они являются неотъемлемой частью Ленинианы – неисчислимой совокупности работ советских художников, музыкантов, литераторов, кинематографистов, воспевших в своем творчестве образ навсегда изменившего мир легендарного вождя. Подобно героям мифологических повествований прошлого, которые, жертвуя собой, даруют людям огонь, обучают ремеслам и искусствам, устанавливают ритуалы и праздники, герой советской Ленинианы предстает в различных ипостасях: Ленин – дарующий свет Прометей, Ленин – аскет, отвергающий ради великой идеи земное, Ленин – мечтающий о космосе, Ленин – ниспровергающий устои и др. Современный человек также остро нуждается в мифе, как и его предшественники. А потому и спустя сто лет слова Владимира Маяковского: «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить», по-прежнему сохраняют свою магическую силу. Выставка продлится до 25 июня 2024 года.
Видео