Я очень люблю морозную солнечную зиму и вряд ли захочу когда-то променять её на бесконечное лето. Но даже я оценил привлекательность Краснодара, в конце ноября прилетев сюда не из Москвы, а из далёкого Иркутска . Там падал мокрый снег, пощипывал колючий воздух, утренняя позёмка сменялась вечерней слякотью, а в Новосибирске, где была у меня пересадка, и вовсе нагрянула метель. Дальше под крылом тянулись лишь сугробы белых облаков, расступившихся за полчаса до посадки. И под облаками этими я увидел зелёный пейзаж лугов и плавней, сквозь которые вилась Кубань:
"Течёт вода Кубань-реки, куда велят большевики!" - под этим лозунгом, более уместных в эпоху ГОЭЛРО и ДнепроГЭСа, было наполнено в 1973-75 годах Краснодарское водохранилище, потянувшееся под крылом:
По осени почти пересохшее, так что кажется, что вброд перейти его можно, если не увязнешь в грязи:
По площади Кубанское море чуть больше, чем сам Краснодар - 40 на 15 километров. Но то, впрочем, в нормальные годы, а осенью 2020-го оно ужалось раза в полтора, максимальную ширину сохранив разве что у плотины. Плотина в данном случае - не ГЭС: крупнейший водоём Северного Кавказа был наполнен исключительно для мелиорации, о которой напоминают тянущиеся по другую сторону дамбы рисовые поля. Вдоль дамбы, через адыгейский аулы Тугургой и Тлюстехнабль, пролегает трасса "Дон":
Сама же Кубань служит границей регионов: как Благовещенск на Китай , Краснодар глядит на Адыгею. Более того, сами адыги в последние полтора века населяют именно узкую полосу вдоль Кубани - с гор их в 1860-х годах частью изгнали в Турцию, частью - переселили сюда. Напротив Краснодара стоят самые что ни на есть аулы, у мостов превращающиеся в городские предместья, но тут в кадре вполне себе русский Прикубанский хутор. На том берегу - болотистый лес Красный Кут и городской архипелаг из дикого Большого острова и ставшего парком Солнечного острова с памятником освободителям Кубани (1967) и дубом "Титан" 1855 года рождения. Левее кадра будет центр, правее - аэропорт, а эти районы - где-то на пол-дороги:
Аэропорт "Пашковский" имеет более чем кубанскую историю. Нет, я не про лихих казаков, погоняющих нагайкой "этажерки", я про уже советскую Кубань: с 1932 года на лугу у совхоза "Пашковский" базировалась эскадрилья бипланов По-2 Авиационного общества по борьбе с вредителями. Надеюсь, вредители в данном случае - не прятавшиеся по плавням белоказачьи банды, а непарные шелкопряды да колорадские жуки. Ну а дальше на укатанный сельхозбипланами луг понемногу научались садиться и гражданские самолёты:
В 1960 году "Пашковский" стал полноценным аэропортом с бетонной взлётно-посадочной полосой и аэровокзалом вида "ободранная сталинка". Теперь здесь международный терминал, запертый по случаю ковида. У входа - памятник военной лётчице Евдокии Бершанской (1982). Родилась она, впрочем, под фамилий Карабут, умерла в 1982 как Бочарова, но "Дунькин полк" бомбардировщиков с женскими экипажами возглавила под фамилией первого мужа - Бершанская.
В новом терминале (2012) с обширным внешним двором стоит Екатерина II - не город её имени так хоть, после давешнего голосования, аэропорт. Прежде достопримечательностью Пашковского были самолёты "Кубанских авиалиний", за характерную ливрею с подсолнухами известных в народе как "Семечки-авиа ", но компания обанкротилась в 2012 году. Сам аэропорт, однако, исправно развивается, и по состоянию на "благословенный 2019-й" с пассажиропотоком 4,6 миллионов человек занимал 9-е место в России... и лишь 2-е в Краснодарском крае - больше трафик в аэропортах Москвы, Петербурга, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и Симферополя.
Сам Пашковский как бы и не совсем Краснодар - до 2004 года это был самостоятельный ПГТ, у трассы "Дон" разросшийся до 40 тыс. жителей. С эстакады над трассой видна армянская церковь, по мне так более солидная, чем в городе (см. первую часть), а в целом бывшая Пашковская станица (с 1794 года) богата на известных уроженцев - отсюда родом казак-фашист Андрей Шкуро, недавно арестованный сектант "Виссарион-Христос" (в миру - Сергей Тороп), самый опытный космонавт всех времён и народов Геннадий Падалка (878 дней на орбите!), два Героя Советского Союза и казаки, писавшие письмо турецкому султану - моделей для своей картины Илья Репин нашёл именно в Пашковской. Увы, проиллюстрировать мне всё это нечем.
Прилетел же я в Краснодар для участия в самом популярном авторском туре "Неизвестной России" на Апшеронскую узкоколейку. Но хотя в самом Краснодаре "Неизвестнач" уже стал своеобразным культурным феноменом, десятки нестандартных они проложили по большинству регионов России. Расписание других экскурсий на 2021-й год есть здесь ,