Совместная история боевой российской авиации и её будущей столицы Воронежа началась с циркача, да, самого настоящего циркача - Анатолия Дурова, который выбрал для своей замосковской усадьбы провинциальный тогда Воронеж. Правда взлететь все таки не удалось, но поездить и поплавать на аэросанях конструкции воронежского конструктора Бурковского удалось.
Аэросани Бурковского
Страна: Российская империя
Год выпуска: 1911
Двигатель: 12 л.с.
Экипаж: 2
Эта статья часть цикла о транспортных средствах, приводимых в действие пропеллером. Предыдущую часть о мотосанях авиационного завода Дукс можно прочитать здесь: Ранняя история российских аэросаней. Аэросани завода Дукс. 1909. С мотором впереди.
Аэросани Бурковского появились исключительно благодаря неуёмному желанию великого дрессировщика Анатолия Дурова, который был активном участником Воронежской секции воздухоплавания и финансировал конструктора-самоучку Евгения Оттоновича Бурковского. В 1909-и Дуров пригласил в своё имение ведущего специалиста страны по конструкции воздушных змеев-планеров Сергея Неждановского. По проекту Неждановского строились большие моно-, би-, три-планные змеи с размахов до 10-ти метров, которые после расцепления с канатом пролетали километры. сооружал грандиозные одно- и многоплоскостные змеи. Используя змеи-планера Неждановского и панорамную камеру Ричарда Тиле, военные проводили панорамную аэросъемку. Неждановский запускал свои змеи прямо из сада Дурова.
Кроме змеев Сергей Неждановский был изобретателем аэросаней, точнее он построил стенд для испытания воздушных винтов, а потом его затянула исследовательская работа, связанная с движением лыж по снегу, и ученым была создана теория движения снегоходов и выведены формулы, позволявшие рассчитывать движение снегоходов. Можно себе представить, что на собрании секции в Воронеже Неждановский рассказывал и о своих экспериментах с аэросанями (об аэро-санях Неждановского можно прочитать здесь - Мотосани Неждановского. 1914. Рожденный ползать летать не может, или может но только низко низко.). В октябре 1910 года в Ворожен с публичными выступления на Фармане-4 должен был прибыть известный российский авиатор - Заикин. Кроме занятий авиацией Заикин был известным циркачом и чемпионом мира по борьбе. Кроме участия в борцовских поединках Иван Заикин выступал и с атлетическими номерами, носил по арене на спине якорь на 25 пудов (410 кг), бочку на 40 вёдер воды, поднимал и крутил гриф с десятком зрителей, ложился на арену, а по доскам на его груди проезжал автомобиль с пассажирами. К приезду "воздушного циркача" Дуров планировал подарить ему самолет воронежского изготовления, конструкции Бурковского, для чего собрал 4000 рублей с участников секции и поехал покупать двигатель для самолета. Самолёт Бурковского был копией аэроплана Блерио, на котором тот в 1909-м перелетел через Ла-Манш.
Пока Дуров ездил за двигателем Бурковский решил полетать, хотя бы как на планере на своём изделии, и благополучно его разбил. Пришлось Заикину летать только на своем проверенном Фармане. Свой первый полёт в Воронеже совершил со своим другом и коллегой по цирковому ковру Анатолием Дуровым. Летал вместе с Заикиным и Бурковский, которому никак не удавалось починить самолет, точнее собрать деньги на починку. Чемпион мира по борьбе Иван Заикин стал неплохим авиатором, но это не уберегло его от аварии в Воронеже уже на второй день полётов, которая по общему мнению произошла от некачественного бензина, купленного в местном магазине. В итоге всех этих передряг и Заикин, и Дуров остались без самолетов, а у Секции Воздухоплавания появился авиационный двигатель Анзани. Вспомнив выступления Неждановского об аэросанях по инициативе одного из участников Кружка аэроплавателей Бурковский приспособил 12-ти сильный двигатель Анзани к саням специальной постройки. 13 февраля 1911 года сам инженер вместе с механиком эффектно проехали по центру Воронежа.
В конструкции аэросаней Бурковского можно отметить сложную конструкцию лыжного шасси, которое было подрессорено и обеспечивало достаточный комфорт при движении и приемлемую управляемость. Евгений Оттонович Бурковский вместе с механиком Ростовцевым со скоростью 30-35 км/час совершили перед удивленными жителями Воронежа "круг почёта" по центральным улицам города, пока не был остановлен сотрудником ГИБДД... полицейским чиновником, который четко понял насколько опасен агрегат с открытым винтом для всех окружающих. Заставив двигатель заглушить, Бурковскому пришлось ехать домой на подводе. Но изобретателей это не остановило. Когда сошёл снег, сани поставили на деревянный плот и катались по реке Воронеж, уже на аэро-плоте:-)) Аэросани просто закрепили на деревянном основании, ничего не придумывая и ничего не конструируя.
После относительной неудачи с самолётом Дуров переключился на другие интересы, Бурковский так самолет и не поставил, и в технической истории страны его амфибия с воздушным винтом - аэросани-аэропорт осталась забавным курьезом, а первый шаг, что бы стать столицей военной авиации России Воронеж сделал в 1930-м году, когда там начали строить авиационный завод. А к строительству собственных аэросаней в Российской империи вернулись только с началом Великой войны.
Эта статья часть цикла о транспортных средствах, приводимых в действие пропеллером. Следующую часть о мотосанях германского производства можно будет прочитать здесь: Германские аэросани. 1914. А тем временем в Германии, мiфы или реальность?
Источники:
http://progress36.ru/iz-aeroplana-v-aerosani-na-chem-peredvigalis-vek-nazad-voronezhskie-entuziasty/