Германские аэросани времен Первой мировой войны совершенно неизвестные и неописанные явления в технической истории начала века. Сохранились только фотографии и то благодаря личностям, которые на них сфотографированы, а не самим саням. Краткий экскурс в историю фотографий германских аэросаней в этом материале.
Motorschlitten mit Luftschraubenantrieb/Моторные сани с воздушным винтом
Страна: Германия
Год выпуска: 1914
Кол-во выпущенных 1-2?
Бронирование: 4-5 мм
Вооружение: MG 08
Экипаж: 3
Эта статья часть цикла о транспортных средствах, приводимых в действие пропеллером. Предыдущую часть о мотосанях воронежского конструктора Бурковского можно прочитать здесь здесь: Аэросани Бурковского. 1911. Воронеж - авиационная столица России или Воронежский мультитул.
История развития аэросаней в кайзеровской Германии опирается на ряд фотографий и на могучую фигуру Гинденбурга. В {1}, наверно лучший специалист по данной тематике в России, Александр Кириндас, из под чьего пера вышли многочисленные материалы об истории снегоходной техники, отмечает, что задание на строительство саней Гинденбург выдал перед зимой 1914-го года, предчувствуя войну на снежных просторах России. И после того, как ряд аэро-саней были захвачены российскими военными, в Российской империи вернулись к собственному производству такой техники. В 1911 году в немецком журнале Шпигель была публикация небольшой статьи о простейших деревянных санях с приводом от воздушного винта, которые скорее всего как и российские аэросани Неждановского или Сикорского были предназначены для испытания винтов.
А в первый раз уже полноценные германские аэросани показали на автомобильной выставке в Берлине в 1911 году, о чем всему миру рассказал популярный американский журнал "Popular mechanics" в январе 1912, вынеся аэросани на титульную страницу.
Заметка была короткой и, как обычно для американских журналистов падких на всё новое", невероятно позитивная. Ни производитель, ни какие-либо другие параметры аэросаней кроме скорости, которую они могут достигнуть, не были указаны. Отмечалось, что мобиль на лыжах может достигнуть скорости в 60 миль в час (96 км/час), что конечно было очень оптимистично. Схема аэросаней была необычна и больше нигде не повторялась: двигатель располагался в центре аэросаней, через вал и цепную передачу момент передавался на двухлопастный винт. "Ванна" кузова опиралась на прямоугольную раму, к которой крепились и мощные лыжи. Управление санями осуществлялось от рулевого управления на переднюю легкую пару лыж, а тормозила машина благодаря опускающимся крюкам в задней части саней. Трудно себе представить, какой был бы тормозной путь таких саней на снегу.
О аэросанях в Германии, как впрочем и во всей остальной Европе после 1912 года забыли на несколько лет, и так и не вспомнили бы, если бы не пошел слух о бронированных немецких аэросанях. Было бы странно, если бы германский генштаб, который долгие три года занимался попыткой найти место для бронеавтомобилей, и которых за всю войну было выпущено всего несколько десятков, вдруг решил заняться аэросанями. Поэтому самым вероятным предположением является то, что таки сани были произведены только одни или максимум двое, а российские военные потребовали заняться санями не захватив их в качестве трофеев, а просто на основании слухов, так же как было и с боевыми бронированными машинами на русско-германском фронте, которых так до конца войны (осени 1917 года) так и не появилось.
Зимой с 1914 на 1915 год будущий рейхпрезидент Пауль фон Гинденбург, а на тот момент автор чуда при Танненберге в сентябре 1914, осматривал бронированные сани где-то Восточной Пруссии, возможно в крепости Бойен, где была сделана в то же время известная фотография, вынесенная в заголовок этой статьи, Принца Иоахима Прусского и полковник Буссе, коменданта крепости.
Именно эти германские сани были впервые вооружены одним пулеметом, установленным на стойке в центре машины. Возможно изготовлены аэросани были из тонких броневых листов или небронированной стали. Двигатель располагался в задней части машины, через цепь приводился длинный вал, на который был посажен воздушный винт. Управлялись сани с помощью пары небольших лыж, расположенных впереди, колея основных опорных лыж была шире, что обеспечивало большую устойчивость саней. Германские конструкторы, как это обычно капитально подошли к проектированию саней, была сразу спроектирован и колесный ход, на который ставились сани для перемещения не по снегу.
В сети есть еще одна неоднозначная фотография, на которой группа германских офицеров в одном из фортом Гродненской крепости стоит, закрывая собой аэросани с трехлопастным винтом. Гродненская крепость была захвачена германской армией в августе 1915. Фотография точно сделана или ранней осенью 1915 или поздней весной 1916-го. Ни принадлежность, ни производитель саней неизвестным, то ли трофейные сани захваченные в крепости, то ли тайное вундеоружие, которые скрывали от остальных, и которое так и не было применено в боевых действиях.
Возможно получив информацию о германских аэросанях в российском командовании стали торопится и заказали для армии снегоходы, которые стали первыми серийными аэросанями вообще, и первыми серийными, предназначенными для боевых действий в частности, об этих аэросанях в следующем материале.
Эта статья часть цикла о транспортных средствах, приводимых в действие пропеллером. Следующую часть о первых серийных боевых мотосанях здесь: Аэросани ВЗС. 1916. Боевые аэросани империи.
Источники:
{1} Александр Кириндас. Транспорт для российских просторов. Техника и вооружение. 09/2009