Если мы посмотрим на историю винной этикетки, то нетрудно заметить, что сорт винограда на бутылках указывали далеко не всегда и далеко не везде. В XVIII - XIX веках этому аспекту вина уделялось относительно мало внимания – гораздо более важной информацией считалось название региона происхождения и название винодельни. Так рассматривая французские вина из Бургундии мы практически никогда не увидим на этикетке надписей «Шардоне» или «Пино Нуар», а только названия деревень и виноградников – «Кортон-Шарлемань» или «Кло Вужо», «Монраше» или «Домен де Романе-Конти». В Бордо акцент будет смещен на название конкретной винодельни – «Шато Латур», «Лафит Ротшильд», «Шато Марго». В Италии первичным будет название типичного вина для данной географической зоны производства – «Кьянти», «Орвието», «Бароло», «Соаве» и т.д. В Испании ключевой информацией будет просто указание региона происхождения – «Риоха», «Торо», «Приорат», «Рибера дель Дуэро». Из каких сортов сделаны все эти вина? Эта информация исторически считалась несущественной и на этикетке на отображалась. Единственным исключением из этого общеевропейского правила можно считать только Германию, где название сорта «Рислинг» на некоторых бутылках встречается уже в конце XIX века, но даже и там – сравнительно редко и не самым крупным шрифтом.
Об указании сортов в те времена никто не заботился по той причине, в основном, что большая часть виноградников в мире была не сортовая, кусты разных сортов росли вперемешку - среди лоз Каберне торчали лозы Мерло, среди лоз Темпранильо могли расти Мальвазия и Гарнача, между Санджовезе нередко встречались кусты Канайоло и все это собирали вместе и сбраживали вместе.
Началось все с Нового Света, с середины XX века, с Калифорнии. После «сухого закона» в 1920-1933 годах в США сохранилось не так много старых виноградников, можно сказать их практически не было. Современное виноделие США возникало «с чистого листа» если не на 100%, то как минимум в весьма значительной степени. И возникало оно в основном как бизнес, с единовременной посадкой больших площадей саженцами одного и того же сорта. И когда с этих виноградников начинали производить вина то, вполне естественно, возникал вопрос – что писать на этикетке? В отличие от Европы в США не существовало исторических вин, которые упоминались бы своими названиями в летописях по 200-300 лет, поэтому некоторые винодельни сначала пробовали использовать европейские традиционные названия с добавлением слова «Калифорнийское» - так на свет появились «Калифорнийское Шабли», «Калифорнийская Бургундия», «Калифорнийское кьянти» и много другое.
Однако, довольно быстро выяснилось, что если у винодельни есть 2-3 виноградника разных сортов, то продажи идут успешнее, если их перерабатывать и выпускать как отдельные вина. Однако, название места откуда происходило это вино в те времена потребителю мало что говорило. Название производителя вообще не являлось отличительным признаком, потому что у всех вин производитель был один и тот же. И американцы стали указывать на этикетке вина слово, означающее название сорта. Так на этикетках появились «Пино Нуар», «Зинфандель», «Каберне Совиньон», «Шардоне».
И это оказалось удачным решением - потребитель довольно быстро научился прочно ассоциировать название сорта с его более или менее типичными вкусами и ароматами. Вы любите мощные, концентрированные, танинные вина - вы покупаете Каберне Совиньон, любите легкие, светлые, кислотные - покупаете Пино Нуар, нравятся плотные, маслянистые белые - вы покупаете Шардоне, по душе хрустящие, кислотные и очень ароматные - вам нужен Совиньон Блан. Таким образом в практику и в моду указывать такие наименования это всё и вошло.
Но, возвращаясь к изначальному вопросу – означает ли название сорта на этикетке то, что все 100% вина сделаны из этого сорта? Совсем не обязательно! Общемировой стандарт таков: сорт на этикетке вина можно указывать, если его содержание в вине не менее 85 процентов. 15 процентов других неароматных сортов может быть добавлено без указания этого факта где бы то ни было. Например, если вино содержит 85 процентов Каберне и 15 процентов Мерло - на его этикетке можно писать только Каберне Совиньон и не указывать Мерло вовсе. В некоторых странах, в частности в США, национальные стандарты еще более вольные – сорт можно монопольно указывать на этикетке если его там 75 процентов и более, до 25 процентов других сортов можно оставлять «в тени»., указывая на этикетке мелким шрифтом или не указывая совсем.
Единственное что в большинстве случаев запрещено – это подмешивать сильно ароматные сорта, такие как Мускат или Гевюрцтраминер и при этом сохранять название сорта. Считается, что эти сорта даже в 15% добавке очень сильно искажают ароматику исходного сорта и очень резко меняют потребительские качества вина. Поэтому их как «присадку» использовать нельзя, все остальные неароматические сорта – можно.