Найти в Дзене

Боевые этажерки: Капрони Са.4 -итальянский триплан-бомбовоз.

Приветствую вас друзья! В годы первой мировой войны мода на трипланы не обошла стороной и итальянцев.

В то время как в Англии и Германии строили и разрабатывали истребители-трипланы, итальянцы решили не мелочиться и построить... тяжелый бомбардировщик.

В Италии производством многомоторных бомбардировщиков занималась фирма Società de Agostini e Caproni, чей основатель Джовани Капрони был и её главным конструктором.

Джованни Капрони (1886 - 1957) - итальянский авиаконструктор и  авиапромышленник. Изображение взято в Яндекс Картинки.
Джованни Капрони (1886 - 1957) - итальянский авиаконструктор и авиапромышленник. Изображение взято в Яндекс Картинки.

Трипланная схема заинтересовала его как способ повышения летных харктеристик и, в первую очередь, грузоподъемности самолета. К моменту начала проектирования новой машины, фирма "Капрони" выпускала большие многомоторные самолеты с 1914 года. На вооружении итальянской авиации уже состоял трехмоторный бомбардировщик биплан Caproni Ca.3 - именно он и был взят за основу при проектировании.

Бомбардировщик Ca.3, был весьма неплохой машиной, несмотря на свой несколько неуклюжий внешний вид.
Бомбардировщик Ca.3, был весьма неплохой машиной, несмотря на свой несколько неуклюжий внешний вид.

По сути, Капрони увеличил основные размеры самолета и добавил третье крыло, в качестве компенсации за возросший взлетный вес. По сравнению с предыдущей машиной Са.3, размах крыльев нового бомбардировщика был увеличен практически вдвое.

Тяжелый бомбардировщик Капрони Са.4, Италия, 1917 год. Размеры: размах крыла 29,9 м, длина 13,1 м высота 6,3 м Площадь крыльев 200 м2 Вес: пустого 4000 кг, взлетный 7500 кг. Максимальная скорость 140 км/ч, Потолок 4900 м. Продолжительность полета 5 ч. Вооружение 3-6,5 мм пулемета, 1950 кг. бомб.
Тяжелый бомбардировщик Капрони Са.4, Италия, 1917 год. Размеры: размах крыла 29,9 м, длина 13,1 м высота 6,3 м Площадь крыльев 200 м2 Вес: пустого 4000 кг, взлетный 7500 кг. Максимальная скорость 140 км/ч, Потолок 4900 м. Продолжительность полета 5 ч. Вооружение 3-6,5 мм пулемета, 1950 кг. бомб.

-5

Самолет представлял собой трехмоторный четырехстоечный триплан двухбалочной схемы деревянной конструкции.

Гондола экипажа и несущие балки фюзеляжа с мотогондолами устанавливались под средним крылом. Гондола и балки имели более обтекаемую форму по сравнению с аналогичными элементами Са.3. Они оклеены фанерой и пилотном. Хвостовые балки деревянной конструкции, усиленные стальными трубами.

Каркас крыльев -дерево. Обшивка полотняная. На всех крыльях были установлены элероны.

Хвостовое оперение с тремя рулями направления и общим стабилизатором большой площади.

Шасси на трубчатых М-образных стойках имело по две короткие оси на каждой стойке. На каждой оси устанавливали по две колесных тележки по восемь колес на каждой. В хвостовых концах балок были установлены опорные костыли, которые имели большую длину и на стоянке приводили самолет в почти горизонтальное положение. Во избежание поломки они были подкреплены сложной системой раскосов и растяжек.

На прототипе самолета были установлены двигатели Isotta-Fraschini V-6, мощностью по 200 л.с. каждый. На серийных бомбардировщиках ставились двигатели "Фиат" по 300 л.с. (на 15 машинах), а затем американские двигатели Райт «Либерти» по 400 л.с. (на 23 машинах)

В центре нижнего крыла размещался обтекаемой формы контейнер, в котором в вертикальном положении подвешивались 16 авиабомб суммарным весом до 1950 кг. По бомбовой нагрузке Са.4 не имел себе равных среди бомбардировщиков Антанты.

Авиационный пулемет Ревелли модели 1914 года калибра 6,5 мм. Масса пулемета 17 кг. Скорострельность 400 выстр./мин. Изображение взято в открытом доступе.
Авиационный пулемет Ревелли модели 1914 года калибра 6,5 мм. Масса пулемета 17 кг. Скорострельность 400 выстр./мин. Изображение взято в открытом доступе.

В качестве оборонительного вооружения самолет нес 3 пулемета "Фиат - Ревелли" калибра 6,5 мм, два из них были расположены в турельных установках на несущих балках и вели огонь в задней полусфере. Третий пулемет находился в носовой части центральной гондолы. Вместо него на некоторых машинах была установлена 37-мм пушка.

Экипаж состоял из 5 человек: двух пилотов и трех стрелков. Всего было построено около 40 экземпляров самолетов.

Первый прототип Са.4. Обратите внимание на носовую стойку шасси. Центральная гондола ещё не имеет обтекаемой формы.
Первый прототип Са.4. Обратите внимание на носовую стойку шасси. Центральная гондола ещё не имеет обтекаемой формы.

Первый полет новый прототип бомбардировщика, получивший военное обозначение Са.4 совершил в июле 1916 года. Испытания прошли удовлетворительно, хотя машина и требовала доводки, которая продолжалась до 1917 года, когда несколько самолетов были переданы для войсковых испытаний.

Серийная машина
Серийная машина

В строевые части новый бомбардировщик стал поступать только в 1918 году. Ими вооружили 181-ю и 182-ю бомбардировочные эскадрильи, которые базировались в Геди. Они совершали налеты через Альпы на объекты на территории Австро-Венгрии в т.ч. на города Лайбах и Триест а также австрийские железные дороги и военные объекты, в основном по ночам. Тихоходный гигант был днем весьма уязвим перед австро-германскими истребителями.

Капрони Са.4 британской морской авиации.
Капрони Са.4 британской морской авиации.

В апреле 1918 года по просьбе британского Адмиралтейства шесть Са.4 были переданы в 227-ю эскадрилью морской авиации, дислоцированной в Италии. Правда боевых вылетов на них англичане так и не совершили. Ещё три самолета были переданы США для испытаний.

Бомбардировщик Са.4 из морской бомбардировочной эскадрильи итальянского флота. Изображение взято в Яндекс Картинки.
Бомбардировщик Са.4 из морской бомбардировочной эскадрильи итальянского флота. Изображение взято в Яндекс Картинки.

Несколько бомбардировщиков были переданы итальянским ВМС. Они имели крепление для подвески торпеды. Правда как бы себя проявил гигантский триплан в роли торпедоносца - не очень понятно. Сорее всего не очень.

После войны как минимум три самолета были переоборудованы в пассажирские авалайнеры. Один из них 2 августа 1919 года потерпел крушение над Вероной во время полета из Венеции в Милан: самолет рухнул на землю с высоты свыше 900 метров, после того как разрушились его крылья. Все находившиеся на борту люди погибли Этот инцидент стал первой авиакатастрофой пассажирского самолета в истории Италии.

Бомбардировщик Капрони Са.4 стал единственным тяжелым бомбардировщиком-трипланом - доведенным до серийного производства. Он без сомнения был рекордсменом среди бомбовозов союзников по бомбовой нагрузке и имел впечатляющую дальность полета. Но всё-же самолет получился не слишком удачным. Да, трипланная схема позволила добиться впечатляющей грузоподъемности, но машина получилась достаточно громоздкой, маломаневренной, тихоходной и сложной в управлении, а оборонительного вооружения из 3- стрелковых точек было явно недостаточно,чтобы обеспечить надежную защиту от атак истребителей. Плюсом к этому самолет требовал больших и максимально ровных взлетных площадок, что тоже сказывалось на гибкости его боевого применения.

Источники: А.И. Харук. "Бомбардировщики Первой Мировой войны. Более 60 типов воздушных кораблей", Обухович, А. Никифоров "Самолеты Первой мировой войны", А.С. Шепс " Самолеты Первой мировой войны Страны Антанты", В. Кондратьев "Бомбардировщики Первой мировой войны"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!