В 1977 г. поступил госзаказ на серию «Юностей», но на то время ЗИЛ не обладал технологией для её массового производства из-за сложности и дороговизны. В связи с чем, было принято решение разработать автобус третьего поколения. Новая модель должна была вписаться в параметры автобусов малого класса второй группы и соответствовать всем отраслевым стандартам.
Автобус планировался в 3-х вариантах: общего назначения, экскурсионный и «Люкс». На машине должен был устанавливаться двигатель ЗИЛ-375 и трёхступенчатая коробка передач от ЗИЛ-114. Крыша имела воздухозаборник с козырьком. В 1978 г. был создан макет автобуса, получившего индекс «119-78».
15 мая 1980 г. неходовой макет автобуса в натуральную величину был представлен Научно-техническому совету Минавтопрома, председателем которого был создатель первой «Юности» Эрик Сабо. Автобус дизайнерам понравился, но на заводе продолжили работу по усовершенствованию модели.
В 1981 г. Научным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) модели был присвоен индекс «3207».
Для семейства машин на базе ЗИЛ-3207 были установлены индексы:
- ЗИЛ-32071 – санитарная машина;
- ЗИЛ-32072 – маршрутное такси;
- ЗИЛ-32073 – грузопассажирский автомобиль для аэропортов;
- ЗИЛ-32071 – передвижной офис.
По плану машина должна была встать на конвейер в 1984 г. Но, третье поколение «Юности» так и осталось на бумаге. В 1991 г. вместо смены поколений завод ограничился эволюцией базовой модели ЗИЛ-118К.
Агрегаты обновлённого автобуса были унифицированы с легковыми моделями середины 1980-х годов: седаном ЗИЛ-4102, лимузином ЗИЛ-41047 и бронированным ЗИЛ-4105, заменив часть подвески, тормозов. На автобус установили задний мост от ЗИЛ-4105 с пониженным передаточным числом, что позволило связать автобус со 180-сильным двигателем ЗИЛ-375.
Автобус вместо 17-местного стал 16-местным. Поменяли окраску кузова из полосатой в одноцветную, или 2-м цветом красили нижнюю часть кузова. Популярным был ярко-голубой цвет «Адриатика». От хромированных бамперов отказались.
В 1994 г. ЗИЛ-3207 впервые появился в справочнике НИИАТ в качестве товарной продукции завода, по факту став серийным в 1993 г. В первую пятилетку российской рыночной экономики 1991-1995 гг. было выпущено 30 экземпляров. На расширение производства средств не хватало.
Реестр ЗИЛ-3207 из книги Дмитрия Дашко «Юность» автобус для избранных»
В 1991 г. начали разрабатывать модель ЗИЛ-32071 «Люкс» с более высокой крышей и обтекаемым воздухозаборником с импортным кондиционером в задней части крыши. В 1993 г. была собрана опытная модель. Было построено всего 2 образца.
Реестр ЗИЛ-32071 из книги Дмитрия Дашко «Юность» автобус для избранных»
Также в качестве эксперимента на базе ЗИЛ-3207 был сделан 2-х тонный пикап. Машина была создана без всяких чертежей и техдокументации. Просто срезали крышу пассажирского отсека и добавили 2 окошка с задней стороны кабины вместо перегородки. В кабине так и осталось одно место и одна входная дверь. В комплекте был тент, крепившийся на металлическом каркасе. Машине присвоили индекс «3207Г».
Несмотря на эффектный внешний вид, эта машина не прошла конкурс малотоннажных грузовиков. Крупные габариты ЗИЛ-3207Г не соответствовали её небольшой грузоподъёмности, да и не мог безрамный грузовик быть эффективным.
Реестр ЗИЛ-3207Г из книги Дмитрия Дашко «Юность» автобус для избранных»
С наступлением «лихих девяностых» производственные показатели ЗИЛа начали падать. Государственные структуры уже не имели достаточных средств для закупки эксклюзивных автобусов. Свободный рынок столкнул завод с конкурентными импортными аналогами. Требования в люксовому автобусу по сравнению с 1970-ми гг. значительно выросли.
ЗИЛ-3207 по уровню комфорта проигрывал более дешёвым импортным микроавтобусам. 28 апреля 1995 г. завод собрал последнее коммерческое шасси ЗИЛ-3207, а спустя 3 года – ещё 3 кузова, но из-за отсутствия агрегатов ЗИЛ-4105, в 1998 г. была собрана только одна последняя машина, а 2 кузова так и остались невостребованными.
На этом история «Юности» закончилась. К слову: по документам «Юностью» были только первые экземпляры «Юности», выпускавшиеся до 1967 г. Название нигде не регистрировали, но на заводе называли автомобили под собственными именами везде, включая рекламные буклеты, поэтому в историю автобус вошёл именно как «Юность».
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь мыслями в комментариях.
Рекомендую посмотреть: