Страны СЭВ ( страны экономической взаимопомощи ) имели свою автомобильную историю , в целом похожую на общемировую , но с определенными нюансами . Так , нехватка ассортимента среди грузовиков небольшого тоннажа или пикапов привело к созданию целого ряда мини - фургонов . Одним из самых красивых был , пожалуй , польский Nysa 522 .
Все началось с решения конструкторского бюро в Варшаве FSO начать разработку и производство небольшого мини - фургона грузоподъемностью до тонны . Сам проект был разработан там же в FSO , а вот производство отдали мебельной фабрике в городе Nysa ( Нысе ). Видимо по причине отсутствия подходящих мощностей « под рукой », тем более что мебель там выпускалась стальная . Фабрику тут же переименовали в Zakład Samochodów Dostawczych что переводится как « Предприятие Грузовых Машин ». В качестве концепции была выбрана полукапотная схема , при которой двигатель машины частично находился снаружи , под капотом , а частично – в салоне машины . Это позволяло увеличить обзор машины , который для небольшого фургона очень важен .
Фургон построен на простой , а стало быть , надежной , параллельной рамной схеме с лонжеронами . Передняя подвеска независимая , пружинная , сзади разрезной , рессорный мост . А вот силовая установка , двигатель плюс КПП , устанавливались от « Варшавы » – л егкового автомобиля , который в свою очередь был переделанной ГАЗ - М - 20 « Победа ». Поэтому , когда по договору СЭВ часть автомобилей поступила в СССР , многие шофера узнали в фургоне отечественную « Победу ». А некоторые и вовсе предположили , что она выпускается у нас на заводе ГАЗ . Однако не все так просто . Например , двигатель был переработан польскими инженерами с увеличением его мощности с 50 родных « лошадей » до 70 . А вот КПП на три передачи сохранилась прежней , и ее числа явно не хватало для фургона , особенно в загородных поездках .
В целом же мини - фургон получился добротным , надежным , в нескольких вариациях кузова . Так , по просьбе товарищей из ГДР ему увеличили высоту кузова . Такая модель и стала называться Nysa 522 , которую в СССР ласково называли « Нюся ». Ведь в отличие от советских « Буханок » и « РАФиков » сидеть в « Нюсе » было удобно : большое количество широких окон , включая двусоставное переднее , обеспечивало обзор и освещение в салоне . А удачно измененная советская силовая установка обеспечивала хорошую динамику и управляемость .
Всего было предусмотренное несколько вариантов исполнения кузова . В самой ПНР « Нюся » работала в скорой помощи , в милиции и армии . Ее часто можно увидеть в польских фильмах тех лет благодаря большой распространенности и приятному внешнему виду . По этим же причинам данная модель успешно продавалась в страны Азии , Африки и Латинской Америки .
Увы , но завод Zakład Samochodów Dostawczych , а стало быть , и « Нюсю » ожидала такая же судьба , что и все остальные аналогичные автомобили ( тот же РАФ или ЕрАЗ ). После развала СССР какое - то время завод входил в состав FSO , затем его купила корейская Daewoo , а после и вовсе завод закрыли .