На днях стало известно о рекорде, установленном атомным ледоколом "Вайгач". Судно стало первым атомоходом, который прошёл во льдах один миллион морских миль. По данным судовладельца – ФГУП "Атомфлот", с момента ввода в эксплуатацию в 1990 году ледокол провёл 2706 морских судов и кораблей ВМФ.
Блог "Судострой" предлагает читателям более подробнее изучить рекордсмена, который является вторым представителем проекта 10580.
История создания
Проектирование и строительство ледоколов данной серии проходило в двух странах – Финляндии и СССР. Разработка проекта велась компанией Wartsila Marine совместно с ЦКБ "Айсберг". В частности, в "Айсберге" прорабатывалась возможность постройки ледоколов в Финляндии и разрабатывался проект центрального энергетического отсека ледокола.
Основные строительные работы выполнялись на финских верфях концерна Wartsila, после чего ледоколы транспортировались на Балтийский завод для монтажа ядерной паропроизводящей установки.
Головной атомоход проекта 10580 "Таймыр" был заложен в августе 1986 года, спущен на воду в апреле 1987 года, доставлен на Балтийский завод в апреле 1988 года и сдан в июне 1989 года.
Наш сегодняшний герой – ледокол "Вайгач" был заложен в апреле 1987 года, спущен на воду в феврале 1988 года, доставлен на Балтийский завод в марте 1989 года и сдан в августе 1990 года.
Назначение
Особенностью ледоколов проекта 10580 является ограниченная, по сравнению с атомоходами, работающими на трассах Северного морского пути, осадка. Поэтому "Таймыр" и "Вайгач" часто называют мелкосидящими.
Ограниченная осадка объясняется назначением ледоколов: атомоходы создавались для проводки судов к замерзающим портам сибирских рек.
Характеристики
По данным проектировщика, длина атомного ледокола проекта 10580 составляет 150 м, ширина – 28 м, осадка – 8,1 м, водоизмещение – 18500 т, мощность на валах – 35,5 МВт, скорость – 18,5 узлов, ледопроходимость – 1,7 м при скорости 2 узла.
Судно оснащено однореакторной ядерной паропроизводящей установкой типа КЛТ-40М номинальной мощностью 171 МВт и паропроизводительностью 240 т/час. В 2017 году ресурс реакторной установки был продлен со 175 тыс. до 200 тыс. часов. По данным "Атомфлота", в настоящее время ведутся работы по продлению ресурса до 235 тыс. часов.
Турбоэлектрическая установка состоит из двух турбогенераторов ГТА 6421-ОМ5 мощностью 18,4 МВт каждый производства Кировского завода. Выработанная электроэнергия подаётся на три гребных электродвигателя мощностью 12 МВт каждый, которые приводят во вращение три винта фиксированного шага со съёмными лопастями.
Перспективы
Новые атомные мелкосидящие ледоколы строить пока не планируется. На смену "Таймыру" и "Вайгачу" должны прийти универсальные атомные ледоколы проекта 22220. Благодаря двухосадочной схеме эти атомоходы смогут работать как на глубоководных трассах Севморпути, так и в устьях рек.
Головной ледокол проекта 22220 "Арктика" был официально сдан в октябре 2020 года. При этом поработать на мелководье новый атомоход пока не успел.