Первый рассказ цикла Алматы здесь.
Многие думают, что умеют собирать грибы. Но, как правило, эти люди заблуждаются. Я обычно спрашиваю собеседников: «Ну а как конкретно Вы их собираете?». В ответ я слышу всякие глупости по поводу, что они, мол, знают специальные места и ходят туда с плетеной корзинкой. А некоторые еще добавляют: «С большой корзинкой». Мелко плаваете, господа.
Мой друг Булат – человек основательный и попусту за грибами не ходит. Начинает он обычно с покупки грибной тары. Двухдневный сбор грибов соответствует как раз покупке двух пластиковых баков по сто девяносто литров каждый. Баки устанавливаются в багажник джипа и основательно там расчаливаются. Из засолочных ингредиентов берется только соль. Затем надо ехать в Райымбекский район. Когда я спросил Булата, знает ли он действительно грибные места, то он ответил: «Конечно! Вот они!» - и широким жестом показал на горы позади села Жаланаш.
Сбор грибов по технологии Булата не напоминает «тихую охоту», а совсем наоборот очень похож промышленное производство закуски к водке. Если бы я был Президентом Казахстана, то назначил бы его Министром закусочной промышленности, чтобы он организовал это производство в национальных масштабах.
(О том, как я собирал грибы в Подмосковье, читайте рассказы Грибной марафон и На вездеходе за грибами.)
Итак, собственно грибное производство. Когда джип приезжает на место, то один человек остается стеречь машину от посягательств разных медведей и волков. Сторож разводит костер и ставит на огонь казан с водой. В это время Булат с группой ведомых углубляется в лес. К моменту, когда вода закипает, Булат с компанией приносит восемь ведер грибов. Эти грибы отправляются в казан. К моменту, когда грибы уварились, ужались и переместились в пластиковые бочки, из леса доставляется новая партия грибов.
Замечу, что для того, чтобы грибы просолились, одной соли недостаточно, нужен чеснок, листья дуба, смородины и хрена. Замену всему этому Булат легко достает в горах. Он утверждает, что в горах есть и соль, но технологически выгоднее соль купить в магазине, так как процесс ее добывания в горах достаточно нуден. К вечеру одна пластиковая бочка наполняется до краев, а к полудню следующего дня наполняется до краев и вторая бочка. В этот момент можно ехать домой и весь последующий год закусывать водку солеными грибочками. Кстати, грибы в горах составляют приблизительно тот же ассортимент, что и в подмосковном лесу. Это лисички, грузди, подосиновики, подберезовики и, конечно, боровики.
Основная профессия Булата – кинооператор, но доскональное знание природы во всех ее проявлениях – это вторая его профессия. С одной стороны, он умеет охотиться, рыбачить и собирать грибы – то есть брать. Но, с другой стороны, он трепетно заботится о восстановлении природы. Например, когда на Казахфильме отсняли сюжет с использованием маленьких елочек, то елки, как ненужный реквизит выкинули. Булат подобрал эти елочки, посадил у себя на дачном участке и пристроил своим знакомым. Он всегда возмущается, когда на охоте просто так стреляют во всякое зверье. Если ты добыл дичь, то должен ее съесть.
Охота на сайгаков открывается ближе к лету, когда степь уже подсохла и по ней можно кататься в любом направлении. Самое удобное для езды плоское место это солончаки (такыры). На джипах можно догнать не только сайгаков, но и джейранов. Правда весна преподносит охотникам всякие сюрпризы. Дело в том, что такыры — это огромные ямы с непересыхающей грязью. Летом верхняя корка высохшей грязи хорошо держит и человека, и машину, а весной эта корка размокает и человека еще держит, а машину уже нет. Недаром у осветителей Казахфильма (это такой народ, вроде электромонтеров) есть поговорка: «Чем лучше джип, тем дальше идти за трактором». Сам я на охоту и рыбалку с Булатом не ездил, но своими трофеями он меня угощал. И коктал из белого амура, который был размером почти с самого Булата, и жаренные кеклики, и копченое мясо сайгака – все это было великолепно.
В Казахстане есть и совершенно экзотические виды охоты. Вот один из них, приписываемый древним уйгурам. Это охота на глухарей морозной зимой. Для охоты собирают следующую снасть: термос с кипятком, жестяное ведерко 20 см. в диаметре и 40 см. высотой, большой мешок из рогожи и красная тряпка.
Обычно охота происходит следующим образом. Охотник, предположительно уйгур, рано утром выходит на заснеженное поле, наливает в ведерко кипяток и протаивает им цилиндрическую лунку в слое снега. Выделяющаяся вода пропитывает снег и получается углубление с довольно прочными стенками. На дно лунки надо бросить небольшой лоскуток красной тряпки. Таких лунок надо сделать штук двадцать и пойти попить горячего чая. После этого берется большой мешок из рогожи, и охотник приступает к сбору добычи. Дело в том, что пока охотник пил чай глухари, увидев красные тряпочки, принимая их за ягодки, пытаются достать эти самые ягодки и, конечно, застревают в тесной ледяной лунке. Охотник идет по заснеженному полю размеренным шагом, выдергивает глухарей из лунок и кидает в большой мешок. Этот способ охоты по секрету рассказал мне мой друг Саша – большой знаток уйгурских способов охоты.
Но вернемся к Булату. Я не зря грозился назначить Булата Министром закусочной промышленности Казахстана, поскольку он непревзойденный мастер этого дела. Обычно кулинарное умение Булат демонстрирует на своей даче. Если Вас когда-нибудь пригласят на дачу Булата, то ни в коем случае не ешьте до того. Вашему раскаянию не будет предела. Именно от Булата я узнал, что плов не может быть сделан ни из какого риса, кроме узгенского розового. То есть Вы, конечно, можете купить первый попавшийся рис и попытаться сделать из него плов, но только испортите продукт, и над Вами будут смеяться все казахи, и Булат в том числе.
Конечно, рис – это азы и тут промашку дать совершенно невозможно. Но тонкость приготовления плова – это добавление в кипящий зервак (сок из мяса) различных трав. Трав этих великое множество и именно они придают аромат плову, но рецепт их сбора и применения Булат держит в секрете. Такие же секреты сопровождают приготовление шашлыка, коктала и мант. Так что, если Вас хоть раз в жизни пригласили на дачу к Булату, то это большая удача и у Вас будет что рассказать внукам.
Обязательным членом компании, приглашенной к Булату (независимо от повода сбора) является Пальма. Пальма – это ласковая сучка с расцветкой «далматинца», от которой произошли практически все собаки в округе. Конечно, не все они произошли именно от Пальмы, но Пальма – кому-то мама, кому-то бабушка, а кому-то и прабабушка. Пальму любят все ее потомки и Булат, чтобы не разрушить сложившуюся идиллию, зимой через день ездит на дачу и подкармливает эту дружную компанию.
С дачей Булата у меня связано еще одно воспоминание. Как-то раз после изрядно выпитого и съеденного Булат вытащил свое ружье на всеобщее обозрение. Понятно, что каждый из присутствующих решил показать свою меткость и все сделали по выстрелу в бутылку, специально поставленную на валун в пятидесяти метрах. Никто в бутылку не попал, кроме меня. Правда, я сразу заявил, что это случайность, поскольку на стрельбах из автомата Калашникова я был единственный, который ни во что не попал. Тогда Булат поставил на валун другую бутылку, и я опять случайно в нее попал. Другой раз, когда Булат опять достал ружье, повторилось то же самое. Таким образом, я, совершенно незаслуженно, приобрел в узких кругах славу меткого стрелка, а Булат даже авансом пригласил меня на охоту.
Пока я никуда с ним не ездил. Жду.
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал , и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
Читайте предыдущий рассказ "Алматы. 3. Рыбалка в Казахстане" здесь.
Читайте следующий рассказ "Алматы. 5. Казахские имена" здесь.
С уважением, Лолейт А.Т.
Об авторе баек читайте здесь .