Как и на многих азиатских «среднетоннажниках», на HINO 300 может быть установлена коробка передач Aisin. Раньше такие КП ставили на поставляемые в Россию «трехсотки» полной массой 3,5 тонны, а на 7,5-тонном грузовике устанавливали агрегат производства Isuzu
В японском автопроме Aisin Seiki Co., Ltd. все равно, что ZF в Европе. Компания производит механические, роботизированные и автоматические коробки передач, сцепления, детали тормозных систем и двигателей, электрику и электронику. AISIN Group – ведущий производитель комплектующих не только для японских и корейских автозаводов, но и для европейских, а также американских. В ее составе 11 заводов в разных странах мира. Один из акционеров компании – концерн Toyota.
Вот бы такую на «ГАЗель»
На легких версиях HINO 300-й серии ставили коробку Aisin М550, полностью синхронизированную, пятиступенчатую, с картером из алюминиевого сплава. Диапазон передаточных чисел от 4,98 до 0,74. Такую бы коробку, да на «ГАЗель» с мотором Cummins… На более тяжелые модификации устанавливали 6-ступенчатую Isuzu MYY6S, а позже MZZ6S. У нее диапазон передаточных чисел от 5,98 на первой передаче до 0,76 на шестой. То есть первая передача получается более тяговитой, чем в пятиступенчатой коробке, а все остальные, наоборот, скоростные.
Сейчас на модернизированных HINO 300 полной массой 8,5 тонны применяют 6-ступенчатую Aisin AW RE61, у нее диапазон передаточных чисел от 6,37 до 0,70. Эта КП, по сравнению с коробкой Isuzu, чуть более тяговитая на первой и второй передачах. Увеличен ресурс колец синхронизаторов на наиболее ходовых второй, третьей и четвертой передачах. Особенность таких японских коробок – алюминиевый картер с вертикальным разъемом. Он гораздо жестче, чем укрытый сверху крышкой, нет перекоса валов, лучше ходят подшипники, более долговечны зубчатые зацепления. Интересно, что 5- и 6-ступенчатые коробки Aisin собирают в одном унифицированном картере! Переключение тросами, легкое и довольно четкое, с небольшими ходами.
Для установки коробки отбора мощности на КП, с левой стороны есть лючок – для привода различных надстроек можно смонтировать гидронасос. Благодаря этому, грузовик с бортовой платформой просто оснастить гидроманипулятором, либо смонтировать на его шасси эвакуатор, мусоровоз или цистерну с насосом. Сейчас на шасси HINO 300 нижегородская компания «Чайка-Сервис» монтирует самосвальные установки.
Шесть ступеней
Теперь на HINO 300 полной массой 8 тонн с мотором мощностью 150 л. с. могут установить 6-ступенчатый «автомат»! Это полноценная гидромеханическая коробка с гидротрансформатором, естественно, тоже производства Aisin, модели A860E. У нее на первой передаче число 3,742, на шестой – 0,634. Но надо понимать, что в 2-2,5 раза эти числа повышает гидротрансформатор.
То есть момента на ведущих колесах хватит, а для высокой топливной экономичности гидротрансформатор блокируется на каждой передаче. Напомним, что такая адаптация разных коробок к одному и тому же двигателю возможна благодаря применению стандартизированного картера маховика. В этом случае он, видимо, сделан по стандарту SAE3.
Легче, чем на легковом
Сцепление здесь однодисковое, диафрагменное, диаметром 325 мм, привод гидравлический, причем, с автоматической регулировкой. Не нужно лишний раз лезть под машину для регулировки свободного хода вилки. Под крутящий момент двигателя в 400-500 Н.м на корзине должна стоять сильная нажимная пружина, и одной только кинематикой привода «мягкой» педали сцепления не получить. Оказывается, на «трехсотке» есть усилитель в гидроприводе сцепления!
Из-за отсутствия пневмокомпрессора используют вакуумный усилитель. Он установлен под панелью приборов, между педалью и главным цилиндром сцепления. Диаметр «вакуумника» около 120-125 мм, или по-другому – он примерно на треть меньше вакуумного усилителя тормозов на классических «Жигулях». Небольшой усилитель. Однако педаль выжимается легко, наверное, даже легче, чем на легковом автомобиле. При этом полностью сохранилась информативность. Подобная конструкция применяется на Hyundai HD78. Но нашего перевозчика мало интересует, кому принадлежит пальма первенства в адаптации той или иной новой конструкции, или в модернизации агрегата. Главное, с его точки зрения, что она есть.
Передаем момент
Очень важно, что здесь применяется карданный вал со сменными крестовинами! Чашки в вилках фиксируются стопорными кольцами, а не пластической деформацией или, как говорят, «кернением». При определенных навыках крестовину легко заменить даже не слишком опытному водителю. Еще одна особенность карданного вала на HINO 3917 – шлицевая часть расположена в заднем кардане. Такое расположение (можно провести параллели с нашими ЗИЛ‑130 и ГАЗ‑53) минимально нагружает по оси вращения подвесной подшипник и его «резинку».
Сам вал состоит из двух частей. Так как в первую очередь обычно изнашивается крестовина у редуктора моста, то даже если упустить ее своевременную замену, придется покупать не весь кардан, а только заднюю его часть. Единственный недостаток – отсутствие торцевых шлицев на фланцах, которые серьезно разгружают от крутящего момента болты крепления. Сейчас карданы с торцевыми шлицами применяет даже Горьковский автозавод.
Ведущий мост с одноступенчатым гипоидным редуктором. Естественно, как на преобладающем большинстве «среднетоннажников», здесь нет блокировки дифференциала. На подбор передаточного числа главной передачи влияет и настройка мощности двигателя, и полная масса грузовика. Самые первые HINO 300, поставляемые в Россию, имели передаточные числа 5,57 и 5,37, затем 4,87 и 4,62. Сейчас – 5,14 у HINO 3917 и 5,86 на машине полной массой 8 тонн, с мотором мощностью 150 л. с. и 6-ступенчатым «автоматом».
Еще про HINO 300
Читайте на Дзене:
Рестайлинговая кабина. Дверями не хлопать!
«Европятый» дизель HINO N04C. Литр на цилиндр
Читайте на Рейс.РФ:
Особенности эксплуатации и обслуживания
Смотрите на YouTube:
HINO 300 экологического стандарта Евро-5