Замечательный экспонат Веломузея - дорожный велосипед необычной конструкции, изготовленный голландской компанией Simplex в 1953 году. Модель называлась «скользящий велосипед» (gliding bicycle) и была, как сейчас бы классифицировали, «двухподвесом», вернее – «полутораподвесом». ;-)
Передняя вилка маятниковой конструкции имеет в качестве упругого элемента 2-листовую рессору. Задней подвески в классическом понимании нет, но имеется сложная подвеска седла на 4-листовой рессоре с применением телескопической подседельной трубы и фрикционного амортизатора. Рама велосипеда имеет довольно сложную форму. Передний тормоз барабанного типа; сзади – классическая тормозная втулка. Интересен картер цепной передачи, характерный для голландских велосипедов – он имеет металлическую рамку и боковины из… клеенки. Довольно практичное техническое и дизайнерское решение!
Модель «Скользящий велосипед» была представлена в 1952 году и позиционировалась, как комфортабельный велосипед для езды по любым дорогам. На практике, новая модель не пользовалась спросом из-за очень большого веса (около 25 кг) и довольно сомнительной работы подвески. В результате, «скользящих» выпускали всего полтора года. В наше время эта модель – желанная добыча для коллекционеров велосипедов и прекрасный экспонат для музеев техники.
Компания Simplex была основана в апреле 1887 года, как Simplex Automatic Machine Company, и базировалась в Утрехте. Основателем фирмы был англичанин Чарльз Бингхэм, известный как один из создателей (1883) и первый президент Anwb (Royal Dutch Touring Club). Первоначально фирма занималась производством весов и торговых автоматов. В 1890-м компания Simplex прекращает производство торговых автоматов и начинает выпускать велосипеды под маркой Simplex. В 1892 году следует значительное расширение фабрики – теперь на ней трудятся более 60 рабочих. В 1893 году к руководству присоединяется Пит Левенберг из Делфта. В том же году он является одним из инициаторов создания RAI (Ассоциации голландских производителей велосипедов). Через несколько лет он возглавил всю компанию. Левенберги были в Совете директоров до 1959 года. В 1896-м фирма перемещается в Овертум в Амстердаме. В тот момент в компании работало 100 человек и она производила около 5000 велосипедов в год, являясь самым крупным производителем велосипедов в Голландии. В 1899 году следует переименование компании в "NV Simplex Machine-, Rijwiel- en Automobielfabrieken" (Simplex Machine-, Bicycle- and Carworks Inc.). В начале ХХ века компания начинает производство мотоциклов, автомобилей и железнодорожных дрезин различных типов, но производство велосипедов все равно остается приоритетным. Статус крупнейшего производителя велосипедов в Голландии фирма удерживает за собой еще очень долго – более полувека. В 1936 году производство модернизируется и компания производит более 35000 велосипедов в год. Военные годы были трудны и производство сильно сократилось. В 1952 году Simplex объединяется с другим крупным велопроизводителем – компанией Locomotief. Этот шаг оказался удачным - в 1960 году объединение производит около 55 000 велосипедов в год, что составляет 10% от общего объема велопроизводства в Голландии. Но шестидесятые годы оказались сложным периодом для велосипедной индустрии в целом. В 1965 году производство Simplex / Locomotief было объединено с компанией Junker в Апелдорне. В Амстердаме остался только отдел продаж. Двумя годами позже Симплекс, Локомотив и Юнкер объединяются в голландский союз производителей велосипедов (Verenigde Nederlandse Rijwielfabrieken-VNR). Слияние не дает желаемого результата, и в 1968 году еще один голландский крупнейший велосипедный концерн Gazelle берет на себя управление VNR, а 3 известнейших исторических бренда выпускаются уже только как модели Gazelle. В 2000 году Gazelle продает бренд Simplex немецкой компании ZEG, занимающейся розничной продажей велосипедов и активно работающей в нескольких странах.