Найти тему
Судострой

Почему газовоз "Кристоф де Маржери" ходит кормой вперёд

Танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" / Фото: Aker Arctic Technology
Танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" / Фото: Aker Arctic Technology

16 января 2021 года арктический танкер-газовоз типа "Ямалмакс" "Кристоф де Маржери", находящийся в управлении "Совкомфлота" и работающий под флагом Кипра, успешно завершил переход из Обской губы по Северному морскому пути в восточном направлении. По информации Минтранса России, впервые судно с грузом СПГ прошло через восточный сектор Севмпорпути в январе.

По данным "Совкомфлота", газовоз дошёл из Сабетты до траверза мыса Дежнева почти за 11 суток, преодолев почти 2,5 тыс. морских миль без ледокольного сопровождения. При этом средняя скорость составила 9,5 узла. Через сутки по тому же каналу проследовал ещё один газовоз класса "Ямалмакс".

Примечательно, что большую часть (66%) ходового времени, при прохождении наиболее сложного заторошенного льда, судно "Кристоф де Маржери" двигалось кормой вперёд.

Объясняется это тем, что "Ямалмаксы" относятся к судам двойного действия (double acting ship, DAS), совмещающим в одном корпусе ледокол и торговое судно.

Модель танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" / Фото: Судострой
Модель танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" / Фото: Судострой

Судно двойного действия может двигаться вперёд носовой частью в условиях чистой воды или тонкого льда. Для преодоления сложных ледовых условий движение осуществляется кормой вперёд. Именно в этом случае достигается максимальная ледопроходимость. В случае "Ямалмакса" она составляет 2,1 м.

При этом длина газовоза класса "Ямалмакс" равна 299 м, ширина – 50 м, грузовместимость – 172,6 тыс. куб. м, мощность – 45 МВт, ледовый класс – Arc7.

Эскизный проект "Ямалмакса" был разработан финским бюро Aker Arctic Technology. В Финляндии же прошли ледовые модельные испытания. Строилась серия из пятнадцати "Ямалмаксов" в Южной Корее на верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME).

В "ледокольной" кормовой части "Ямалмакса" расположены три винторулевые колонки мощностью 15 МВт каждая / Фото: Судострой
В "ледокольной" кормовой части "Ямалмакса" расположены три винторулевые колонки мощностью 15 МВт каждая / Фото: Судострой

Впервые на практике концепция судна двойного действия была реализована в Финляндии ещё в начале 2000-х годов на танкере Tempera. В дальнейшем многие суда для работы российской Арктике строились по принципу двойного действия. Например, челночные танкеры для обслуживания морских платформ.

Принцип двойного действия сохранится и на газовозах для будущих арктических проектов. Так, для проекта "Арктик СПГ 2" будут построены новые газовозы, схожие по характеристикам с первыми "Ямалмаксами". Российская дальневосточная верфь "Звезда" должна передать заказчику пятнадцать, DSME – шесть новых газовозов. Подробнее об этих планах можно узнать здесь.