На обложке «Mechanics & Handicraft» том 5, № 9, за октябрь 1938 года был изображен странноватый и интригующий мотоцикл. Художник изрядно постарался: полусфера на рисунке приводится в движение радиальным двигателем, размещенном на оси колеса… Вопросов это рисунок задает немало: и что это за двигатель (самолетный?), и как такой небольшой двигатель раскручивает полусферу? И как там с гироскопическим эффектом? И как, в конце концов, управлять этой штукой?
Внутри журнала, в статье, для которой обложка и была нарисована, все вроде попроще, но тоже довольно необычно и странно.
Статья из журнала «Mechanics & Handicraft»говорит все это. Трансмиссия у аппарат с фотографий объединена с четвертым колесом в форме полусферы, наклон которой позволяет изменять эффективные размеры колеса и, следовательно, получать разные эффективные передаточные числа - бесступенчатый привод без коробки передач. В статье это не подтверждается, но предположительно, задний ход включался, наклоном «ведущего полушария» в противоположную сторону.
Двигатель консольно вынесен за заднюю часть автомобиля. В тексте говорится, что полусфера наклонена для перемещения транспортного средства, но ничего не говорится об углах ее подъема. Опять-таки, предположительно, полусфера должна была совершать движения вверх-вниз, чтобы учитывать неровности дороги. При всем при этом, кажется, что аппарат из статьи может работать только на плоской поверхности
На среднем снимке показан предполагаемый автомобиль с каким-то движителем, установленным на валу, вероятно это то устройство, что художник эффектно вынес на обложку. «С авиационным двигателем мощностью 600 л.с. эта машина могла двигаться с невероятной скоростью».
Этот «автомобиль с двигателем» был предметом французского патента № 899 395 от 29 мая 1945 г. Однако исследования, проведенные сотрудниками музея, показали, что Ламе получал более ранние французский патент № 801 207 от 30 апреля 1935 г. и немецкий патент № 639 476 от 15 февраля 1936 г. Эти патенты описывали транспортное средство с одной ведущей полусферой спереди и двумя обычными колесами сзади.
Это изображение взято из патента на шину Maurice-Luc-Valere Lame и показывает чуть больше, чем статья. Есть рычаг, несущий полушарие, которое, по-видимому, может вращаться с помощью ременной передачи. В патенте говорится, что пружина 7 может регулироваться, чтобы обеспечить подходящее сцепление полусферы с землей.
В тексте патента указано, что «полусфера» надувная, как шина, а не настоящая полусфера. Это тело вращения, в котором BC является круглым, а AB подчиняется формулам Менье. Вот описание теоремы Менье, которое попалось в одном из материалов по этому ТС: «Кривизна поверхностной кривой равна кривизне нормального сечения касательной к кривой, деленной на косинус угла между плоскостью этого нормального сечения и соприкасающейся плоскостью кривой» (что бы это ни значило).
Выводы? Скорее всего, как средство движения это ТС должно быть по своей сути неэффективно. Полусферическая резиновая шина Monsieur Lame будет соприкасаться с дорогой не в точке, а в области, называемой пятном контакта, поскольку шина деформируется под нагрузкой. Следовательно, фактически используется бесконечное количество немного отличающихся эффективных передаточных чисел, и шина должна проскальзывать во всех точках пятна контакта, кроме одной. Трение поглощает энергию и быстро изнашивает ее.
Фото из открытых источников сети Интернет.
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк, комментируй материалы и подписывайся на канал. Это сейчас очень актуально для существования "НМ". Спасибо, что ты с нами!