Чуть ли не все исторические русские города вроде Ярославля или Владимира были основаны восточными славянами на землях ассимилированных ими финно-угров либо балтов: мещеры, муромы, мери, мордвы, вепсов, карелов и т.д. Но, пожалуй, только в Эстонии они оказались в положении анклавов в инонародном окружении.
Основанный еще Ярославом Мудрым город Юрьев со временем превратился в вовсе не русский Дорпат-Тарту. А Палдиски-Балтийск, наряду с Нарвой, сейчас остается преимущественно русскоязычным, но эстонским городом.
Оба они имеют важное отличие, скажем, от Муствеэ – небольшого городка на западном берегу Чудского озера (по-эстонски оно называется Пейпси). Там также живут в основном русские, но «другие».
Это потомки староверов, которые еще лет 300 назад переселялись в прибалтийские земли, спасаясь от притеснений великого московского князя Алексея Михайловича и его сына, российского императора Петра Первого. К таким переселенцам у эстонцев принципиально иное отношение, чем к русскоязычным колонистам, которые переехали в Эстонию в советские годы.
Балтийск изначально создавался Петром Первым в 1718 году как военно-морской порт на тогда недавно аннексированных землях, отобранных у Швеции. Как своего рода аналог Выборга или Або (нынешний Турку).
Их шведские крестоносцы основали многие века тому назад на оккупированных ими землях финских племен. На месте Балтийского порта также столетиями жили шведские переселенцы, основавшие здесь деревню Рогервик.
Так называемых береговых шведов вынудили вернуться из Эстонии на историческую родину только вследствие событий Второй мировой войны. При Петре Первом, Екатерине Второй и прочих российских императорах шведы спокойно жили на своей новой родине. А притесняли их в основном… местные остзейские (немецкие) бароны!
В российские и особенно в советские годы Балтийск был такой же важной военно-морской базой на Балтийском море, как Кронштадт или Свеаборг (ныне Суоменлинна), опять же отобранный Российской империей у Шведского королевства.
Здесь десятилетиями действовала учебная база для подводников, где одновременно могли проходить обучение и службу около 15 000 военнослужащих!
Но не буду особенно глубоко вдаваться в подробности истории Палдиски: о них не писал разве что только ленивый. В этой заметке остановлюсь на формате небольшого фоторепортажа с личными впечатлениями от такого необычного места. Ну и в конце покажу самое прикольное.
Старый маяк уже совсем разваливается и почти наверняка рано или поздно свалится вместе с глинтом под ним в море. Его функции давно выполняет новый аналог.
Вообще посещение старинных маяков – очень популярный вид туризма в Европе и Америке. Но у нас он как-то не особенно развит.
Знаменитый эстонский камень веками вывозился под строительство во многие регионы вокруг Балтийского моря. Подробней о нем можно узнать в музее метеоритного кратера Каали на острове Сааремаа или в музее подземелий Таллинского замка (вход через башню Кин-ин-де-Кёк).
Ну и обещанный прикол. Хотя Палдиски выглядит вполне прилично, на центральной площади можно увидеть вот такое объявление. Характерно, что оно выполнено и на эстонском, и на русском языках. В общем, любимый вид досуга местных жителей понятен.
Ну а если зайти в местный супермаркет, то там «радует глаз» разнообразие водок: местной эстонской, финской, российской и даже украинской. Не радуют только цены: в районе 7-15 евро за бутылку. Но это вполне осознанная мера.
Вслед за Швецией и Финляндией, где также всегда остро стояла проблема алкоголизации населения, Эстония стала бороться с ней путем повышения цен на соответствующую продукцию. Есть, правда, и негативный для экономики эффект.
Раньше финны совершали массовые алкотуры на пароме из Хельсинки в Таллин, благо плыть всего около двух часов. А теперь в связи с выросшими ценами им приходится вновь вспоминать старый советский маршрут в Питер либо забираться еще дальше – в Латвию. Но все же здоровье нации важнее.
Кто бы что ни говорил, а благосостояние населения прибалтийских земель и их соседей что на западе, что на востоке веками было основано на транзитной торговле. Но, увы, кое-кто превратно трактует данный факт и якобы не понимает, что всем выгодней заниматься торговлей, а не войной.
Make money, not war.:)
Также на канале: